Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.10.2014 ПО ДЕЛУ N А41-44783/14

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2014 г. по делу N А41-44783/14


Резолютивная часть решения объявлена 15.10.2014 года.
Полный текст решения изготовлен 24.10.2014 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья А.В. Гринева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Геворгян М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Юлта"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
о признании незаконными решения, об обязании предоставить земельный участок по цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости.
При участии в судебном заседании - согласно протоколу.

Общество с ограниченной ответственностью "Юлта" (далее - заявитель, ООО "Юлта") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области (далее - заинтересованное лицо, ТУ Росимущества в Московской области) о понуждении к изменению существенного условия договора, а именно цены договора и заключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, м. о. "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка с ценой выкупа земельного участка в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36.
В ходе рассмотрения дела, представитель ООО "Юлта" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило заявленные требования, просило суд:
- 1. признать незаконным решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10 548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29 124 293,00 рубля;
- 2. обязать ТУ Росимущества в Московской области предоставить ООО "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10 548 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, установленной на момент обращения с заявлением о приобретении прав на данный земельный участок, а именно на 16.05.2012.
Уточненные требования, с учетом мнения представителя заинтересованного лица, были приняты судом к производству.
Представитель ООО "Юлта" поддержал заявленные требования с учетом уточнений.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований, представил для приобщения к материалам дела письменные пояснения.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнение представителя заявителя, арбитражный суд установил следующее.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18.10.2013 по делу N А41-28880/13 по иску ООО "Юлта" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, требования заявителя удовлетворены - признано незаконным бездействие Территориального управления выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка.
На основании названного судебного акта письмом от 28.05.2014 ТУ Росимущества в Московской области направило в адрес ООО "Юлта" договор купли-продажи N 01-04/40 (далее - договор) находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности заявителю. Выкупная цена указанного земельного участка, указанная в пункте 2.1 договора, составила 29 124 293,00 рубля - в размере кадастровой стоимости, установленной на 2014 год (действующую на момент подготовки Договора).
02.06.2014 ООО "Юлта" обратилось в Территориальное управление с просьбой установить выкупную цену указанного участка на момент обращения на дату подачи заявления, а именно в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001.
Письмом от 27.06.2014 N ЕП/04-4336 заинтересованное лицо указало на то, что не усматривает оснований для внесения изменений в договор купли-продажи, поскольку определение выкупной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 решением по делу N А41-28880/13 не установлено.
Полагая, что решение ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Юлта" обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящими требованиями.
Оценив представленные в материалах дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В пункте 5 статьи 36 ЗК РФ указано, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.м Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Вводным законом, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
В обоснование заявленных требований ООО "Юлта" указало, что до 01.07.2012 неоднократно обращалось в Территориальное управление с заявлениями о предоставлении земельного участка. Указанный довод подтверждается представленной в материалы дела копией заявления ООО "Юлта" N 99 от 16.05.2012 и заинтересованным лицом не оспаривается
Таким образом, выкупная цена отчуждаемого в вышеуказанном порядке земельного участка являлась нормативной, подлежала определению на момент подачи заявления ООО "Юлта" 16.05.2012 в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем, в нарушение положений части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом не были представлены доказательства законности оспариваемого решения ТУ Росимущества в Московской области, изложенное в письме 28.05.2014.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, государственная пошлина в размере 4 000 рублей, уплаченная ООО "Юлта" при подаче в суд настоящего заявления, подлежит взысканию с заинтересованного лица.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области изложенное в письме 28.05.2014, содержащее проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10 548 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, в части установления выкупной цены, равной кадастровой стоимости, установленной на дату направления проекта договора купли-продажи - 28.05.2014, в размере 29 124 293,00 рубля.
3. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Юлта" земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101035:36 площадью 10 548 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, муниципальное образование "Городской округ Черноголовка", г. Черноголовка, по цене, равной 2,5% от кадастровой стоимости, установленной на момент обращения с заявлением о приобретении прав на данный земельный участок, а именно на 16.05.2012.
4. Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Юлта" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.
5. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Юлта" справку на возврат из федерального бюджета излишне уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
6. Настоящее решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в установленном законом порядке.

Судья
А.В.ГРИНЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)