Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.08.2017 N Ф08-4827/2017 ПО ДЕЛУ N А32-28253/2016

Требование: О возложении обязанности освободить земельный участок и прилегающую территорию.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Администрация полагала, что возведенные организацией строения являются самовольными, участок используется не по назначению.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2017 г. по делу N А32-28253/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от истца - администрации муниципального образования город-курорт Анапа - Халошина А.А. (доверенность от 24.05.2017), от ответчика - общественной организации "Яхт-Клуб города-курорта Анапа" (ИНН 6161045236, ОГРН 1066161021299) - Чаус И.В. (доверенность от 11.01.2017), в отсутствие третьего лица - муниципального унитарного предприятия муниципального образования город-курорт Анапа "Объединение курортных услуг", извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.10.2016 (судья Ермолова Н.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2017 (судьи Ванин В.В., Ковалева Н.В., Чотчаев Б.Т.) по делу N А32-28253/2016, установил следующее.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к общественной организации "Яхт-Клуб города-курорта Анапа" (далее - организация) о возложении обязанности на организацию освободить земельный участок с кадастровым номером 23:37:0103002:434 площадью 5 700 кв. м и прилегающую территорию площадью 300 кв. м путем сноса (демонтажа) самовольных построек за свой счет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие муниципального образования город-курорт Анапа "Объединение курортных услуг" (далее - предприятие).
Решением от 28.10.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.04.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней администрация просит отменить обжалуемые судебные акты, принять новый судебный акт об удовлетворении иска. Заявитель указывает на то, что администрация не выдавала организации разрешительную документацию на строительство спорных объектов. Ответчик осуществил строительство капитальных (некапитальных) объектов с нарушением целевого назначения земельного участка, требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных нормативов. В границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов осуществляет орган местного самоуправления. Создание условий для обеспечения жителей города или района услугами торговли относится к вопросам местного значения. На территории города-курорта Анапа в летний период введен повешенный уровень антитеррористической безопасности, пляжная территория является местом массового скопления людей. Ответчик без соответствующих разрешений и согласований с органами местного самоуправления возвел капитальные строения и установил пункты торговли без учета интересов отдыхающих, безопасность граждан на данном земельном участке не обеспечена. В результате противоправных действий ответчика может быть причинен вред жизни и здоровью граждан.
В отзыве на жалобу организация просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон высказали свои доводы и возражения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что постановлением администрации от 19.05.2014 N 2037 предприятию в аренду на 10 лет предоставлен земельный участок общей площадью 5700 кв. м, из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0103002:434, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Набережная, 99, для эксплуатации пляжной территории в границах, указанных в кадастровом квартале.
На основании постановления от 19.05.2014 N 2037 Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа (арендодатель) и предприятие (арендатор) заключили договор аренды земельного участка от 19.05.2014 N 3700006276.
22 мая 2014 года предприятие и организация заключили договор о передаче прав и обязанностей арендатора организации по договору аренды земельного участка от 19.05.2014 N 3700006276 сроком до 19.05.2024.
В соответствии с пунктом 4.1.4 договора аренды от 19.05.2014 N 3700006276 (в редакции соглашения о внесении изменений в договор от 12.02.2015) арендатор имеет право в соответствии с законодательством возводить здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных уполномоченным органом правил, нормативов.
В силу пункта 4.3.6 договора аренды N 3700006276 (в редакции соглашения о внесении изменений в договор от 12.02.2015) арендатор обязан использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 1.1 договора).
Как указывает администрация, по результатам визуального осмотра арендованного земельного участка было установлено, что в его границах расположены следующие объекты: комплекс строений яхт-клуба, состоящий из двух капитальных двухэтажных зданий округлой формы диаметром в основании 12 м; три одноэтажных здания с эксплуатируемой кровлей размером 3,0 х 9,0 кв. м каждое; роллетный ряд (в количестве 26 штук) размером 2,0 х 2,0 м каждый; роллетный ряд (в количестве 7 штук) размером 2,0 х 4,0 м каждый; некапитальная деревянная конструкция, используемая как касса, размером 4,0 х 4,0 м; некапитальная сборно-разборная конструкция - детская игровая комната размером 4,0 х 3,0 м, зона игровой площадки огорожена деревянным забором размером 10,0 х 10,0 м, высотой 1,0 м; бетонная подпорная стена высотой 0,5 м длиной 26 м; некапитальная конструкция, используемая как аттракцион рогатка, высотой 8 м, площадь занимаемой территории 12 кв. м; три некапитальных киоска по реализации кваса, размером 1,5 х 1,5 м каждый; гимнастический батут диаметром 10 м; надувной бассейн диаметром 10 м; надувной батут, размером 6,0 х 14,0 м; пять холодильных камер по реализации мороженого; некапитальная установка по реализации очков; аттракцион - батуты с натяжными стропами, площадь занятия территории 20 кв. м; на самовольно занятой территории общего пользования, прилегающей к вышеуказанному земельному участку, установлены лежаки с зонтами, площадь занятия территории 300 кв. м.
Полагая, что возведенные ответчиком строения являются самовольными, земельный участок используется не по назначению, администрация обратилась с иском в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Положения названной нормы не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости (пункт 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"; далее - постановление N 10/22).
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
По смыслу указанной статьи прочная связь с землей является не единственным признаком, по которому объект может быть отнесен к недвижимости. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.
Исследовав и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что спорные объекты не являются капитальным строениями, в связи с чем отсутствовала необходимость получения разрешительной документации (часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В обоснование своих возражений, организация представила суду рабочую проектную документацию ("Яхт-клуб города-курорта Анапа". Временные павильонного типа, сборно-разборные, инвентарные здания N 1, N 2, N 3. Конструкции железобетонные и металлические. Альбом 1. Анапа 2014 г."), использованную для изготовления двух типоразмеров временных зданий, запроектированных как инвентарные, сборно-разборные, павильонного типа, в соответствии с определениями и требованиями ГОСТ 22853-86 "Здания мобильные инвентарные. Общие технические условия". Согласно проектной документации спорные объекты являются временными сборно-разборными инвентарными зданиями, временными сооружениями, не имеющими монолитных фундаментов, прочно связанных с землей; не обладают признаками долговечности, прочности, характерными для объектов недвижимого имущества.
Установленные на земельном участке роллеты используются для хранения спортивного инвентаря, яхт и такелажа. Соответствие разрешенному использованию земельного участка для размещения на нем некапитальной деревянной конструкции, используемой как касса, размером 4,0 х 4,0; некапитальной сборно-разборной конструкции - детская игровая комната размером 4,0 х 3,0 м; зоны игровой площадки, огороженной деревянным забором 10,0 х 10,0 м, высотой 1,0 м; гимнастического батута диаметром 10 м, надувного бассейна диаметром 10 м, надувного батута размером 6,0 х 14,0 м, батута с натяжными стропами площадью занятия территории 20 кв. м, подтверждается генеральным планом, подготовленным проектной организацией ООО "Гермес-А" в составе проектной документации "Схема планировочной организации земельного участка. Яхт-клуб в городе-курорте Анапа, ул. Набережная, 99. г. Анапа 2015 год", согласованным с Управлением архитектуры муниципального образования город-курорт Анапа, согласно которому на территории земельного участка прямо предусмотрены места временных зданий, временных строений, временных сооружений яхт-клуба, места для настила террасы, места для шезлонгов с солнцезащитными зонтами, зона для расположения яхт, лодок, катамаранов и т.д., зона детской игровой площадки.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22.10.2014 N 1289-П органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать на пляжных территориях размещение нестационарных торговых объектов, реализующих исключительно мороженое, безалкогольные напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").








































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)