Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. Кадастровая стоимость его земельного участка определена без учета решения арбитражного суда, что, по его мнению, является незаконным и нарушает его право платить законно установленные налоги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ракунова Л.И.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2016 г. апелляционную жалобу К.В.М. на решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. по делу по административному исковому заявлению К.В.М. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, об обязании осуществить пересмотр кадастровой стоимости,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя К.В.М. - адвоката Козлитина М.А.
К.В.М. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела) о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3, об обязании пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с установлением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равной 265 руб.
В обоснование требований К.В.М. указал, что указанный земельный участок, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1, принадлежит ему на праве собственности. Считал, что при определении кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости, установленный решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 г. в отношении исходного земельного участка <данные изъяты>:1 - в размере 265 руб. за кв. м.
Однако кадастровая стоимость его земельного участка определена без учета указанного решения арбитражного суда, что, по мнению К.В.М. является незаконным и нарушает его право платить законно установленные налоги.
В судебное заседание суда первой инстанции К.В.М. не явился, был извещен. Его представитель по доверенности Козлитин М.А. уточненные требования поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности П.А. и представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Л. против удовлетворения требований возражали, в материалы дела каждый представил письменные возражения (л.д. 62 - 63, 64 - 67).
Управление Росреестра по Московской области и Министерство экологии и природопользования московской области своих представителей в судебное заседание не направили, были извещены.
Решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. в удовлетворении требований К.В.М. было отказано.
В апелляционной жалобе К.В.М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель К.В.М. - адвокат Козлитин М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 24.18 этого Федерального закона предусмотрено право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Положениями статей 24.11 - 24.22 этого Федерального закона установлен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных этим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном этим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
При этом действующее законодательство указывает на проведение государственной кадастровой оценки в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и запрета на проведение государственной кадастровой оценки в отношении объектов, сведения о которых носят временный характер, в законодательстве не содержится.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образованный в результате раздела земельный участок является другим объектом недвижимости.
Из положений пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных положений при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, при этом сам исходный объект недвижимости прекращает свое существование.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что К.В.М. являлся собственником 5093/10000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:1, общей площадью 640488,76 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ непосредственно определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты>.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 г. для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1 определена его кадастровая стоимость (равная рыночной стоимости) в размере <данные изъяты> руб., и удельный показатель кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2013 г. - в размере 265 руб. за кв. м. Установлено, что данные стоимость и удельный показатель подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 г.
08 декабря 2014 г. во исполнение указанного решения Арбитражного суда Московской области филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1.
Соглашением от 10 июня 2015 г. о разделе вышеуказанного земельного участка и прекращении права общей долевой собственности был вновь образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:3, общей площадью 326179 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Право собственности К.В.М. на этот земельный участок было зарегистрировано 26 июня 2015 г. Однако данный участок был поставлен на кадастровый учет еще 25 апреля 2013 г., при этом его кадастровая стоимость была определена исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Рузскому муниципальному району для дачных объединений, который составил 648,95 руб. за кв. м (утвержден распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ). В дальнейшем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 была пересчитана с учетом среднего удельного показателя по Рузскому муниципальному району для кадастрового квартала <данные изъяты> в размере 748 руб. 67 коп. (утвержден распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ).
Разрешая требования К.В.М. о пересчете кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 исходя из удельного показателя, установленного решением арбитражного суда, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 была проведена после постановки земельного участка на кадастровый учет как временного учтенного объекта; а также что рыночная стоимость 1 кв. м, определенная решением арбитражного суда от 26 сентября 2014 г. для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1, не может использоваться для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3, поставленного на кадастровый учет 25 апреля 2013 г. При этом судом было отмечено, что административный истец не лишен возможности оспорить на будущее время и в установленном порядке кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, и считает, что каких-либо оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2016 ПО ДЕЛУ N 33А-13118/2016
Требование: О признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, обязании осуществить пересмотр кадастровой стоимости.Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей; Земельный налог
Обстоятельства: Истец указал, что спорный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. Кадастровая стоимость его земельного участка определена без учета решения арбитражного суда, что, по его мнению, является незаконным и нарушает его право платить законно установленные налоги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2016 г. по делу N 33-13118/2016
Судья: Ракунова Л.И.
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Чиченевой Н.А.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре П.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 июня 2016 г. апелляционную жалобу К.В.М. на решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. по делу по административному исковому заявлению К.В.М. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка, об обязании осуществить пересмотр кадастровой стоимости,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя К.В.М. - адвоката Козлитина М.А.
установила:
К.В.М. обратился в суд с требованиями (с учетом уточнения в ходе рассмотрения дела) о признании недействительными результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3, об обязании пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка с установлением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка равной 265 руб.
В обоснование требований К.В.М. указал, что указанный земельный участок, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1, принадлежит ему на праве собственности. Считал, что при определении кадастровой стоимости вновь образованного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 должен применяться удельный показатель кадастровой стоимости, установленный решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 г. в отношении исходного земельного участка <данные изъяты>:1 - в размере 265 руб. за кв. м.
Однако кадастровая стоимость его земельного участка определена без учета указанного решения арбитражного суда, что, по мнению К.В.М. является незаконным и нарушает его право платить законно установленные налоги.
В судебное заседание суда первой инстанции К.В.М. не явился, был извещен. Его представитель по доверенности Козлитин М.А. уточненные требования поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области по доверенности П.А. и представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области Л. против удовлетворения требований возражали, в материалы дела каждый представил письменные возражения (л.д. 62 - 63, 64 - 67).
Управление Росреестра по Московской области и Министерство экологии и природопользования московской области своих представителей в судебное заседание не направили, были извещены.
Решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. в удовлетворении требований К.В.М. было отказано.
В апелляционной жалобе К.В.М. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель К.В.М. - адвокат Козлитин М.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, и определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Из вышеприведенных положений федерального законодательства следует, что определение кадастровой стоимости земельного участка возможно в результате проведения государственной кадастровой оценки.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статьей 24.18 этого Федерального закона предусмотрено право юридических лиц на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Положениями статей 24.11 - 24.22 этого Федерального закона установлен порядок проведения государственной кадастровой оценки.
Согласно части 9 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных этим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном этим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
При этом действующее законодательство указывает на проведение государственной кадастровой оценки в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и запрета на проведение государственной кадастровой оценки в отношении объектов, сведения о которых носят временный характер, в законодательстве не содержится.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 этой статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образованный в результате раздела земельный участок является другим объектом недвижимости.
Из положений пункта 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого, реконструкции которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости.
Таким образом, в силу приведенных положений при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, при этом сам исходный объект недвижимости прекращает свое существование.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что К.В.М. являлся собственником 5093/10000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:1, общей площадью 640488,76 кв. м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ непосредственно определена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <данные изъяты>.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 сентября 2014 г. для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1 определена его кадастровая стоимость (равная рыночной стоимости) в размере <данные изъяты> руб., и удельный показатель кадастровой стоимости по состоянию на 01 января 2013 г. - в размере 265 руб. за кв. м. Установлено, что данные стоимость и удельный показатель подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2014 г.
08 декабря 2014 г. во исполнение указанного решения Арбитражного суда Московской области филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новой кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1.
Соглашением от 10 июня 2015 г. о разделе вышеуказанного земельного участка и прекращении права общей долевой собственности был вновь образован земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:3, общей площадью 326179 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для дачного строительства. Право собственности К.В.М. на этот земельный участок было зарегистрировано 26 июня 2015 г. Однако данный участок был поставлен на кадастровый учет еще 25 апреля 2013 г., при этом его кадастровая стоимость была определена исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Рузскому муниципальному району для дачных объединений, который составил 648,95 руб. за кв. м (утвержден распоряжением Минэкологии Московской области от 23 декабря 2009 г. N 121-РМ). В дальнейшем кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 была пересчитана с учетом среднего удельного показателя по Рузскому муниципальному району для кадастрового квартала <данные изъяты> в размере 748 руб. 67 коп. (утвержден распоряжением Минэкологии Московской области от 26 ноября 2013 г. N 564-РМ).
Разрешая требования К.В.М. о пересчете кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 исходя из удельного показателя, установленного решением арбитражного суда, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что государственная кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3 была проведена после постановки земельного участка на кадастровый учет как временного учтенного объекта; а также что рыночная стоимость 1 кв. м, определенная решением арбитражного суда от 26 сентября 2014 г. для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:1, не может использоваться для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3, поставленного на кадастровый учет 25 апреля 2013 г. При этом судом было отмечено, что административный истец не лишен возможности оспорить на будущее время и в установленном порядке кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:3.
Судебная коллегия соглашается с таким решением суда, и считает, что каких-либо оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского областного суда от 29 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.В.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)