Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2017 N 19АП-3275/2017 ПО ДЕЛУ N А35-12312/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2017 г. по делу N А35-12312/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 1 июня 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 8 июня 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала Курское линейное производственное управление магистральных газопроводов: Шульженко С.В., представитель по доверенности от 19.10.2016, Кукин С.В., представитель по доверенности от 15.06.2016;
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Публичного акционерное общество "Газпром": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2017 по делу N А35-12312/2016 (судья Клочкова Е.В.) по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании незаконным отказа от 06.10.2016 N 46/999/001/2016-576 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090013:4, Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, газопровод-отвод и АГРС пос. Конышевка Конышевского района Курской области, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090013:4, Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, газопровод-отвод и АГРС пос. Конышевка Конышевского района Курской области,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Публичное акционерное общество "Газпром", Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала Курское линейное производственное управление магистральных газопроводов,
установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (далее - ТУ Росимущества в Курской области) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Льговский межрайонный отдел) (далее - Управление Росреестра по Курской области, Управление, заявитель) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Льговский межрайонный отдел) от 06.10.2016 N 46/999/001/2016-576 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090013:4, Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, газопровод-отвод и АГРС пос. Конышевка Конышевского района Курской области, об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (Льговский межрайонный отдел) произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090013:4, Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, газопровод-отвод и АГРС пос. Конышевка Конышевского района Курской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Публичное акционерное общество "Газпром", Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала Курское линейное производственное управление магистральных газопроводов. Решением Арбитражного суда Курской области от 31.03.2017 по делу N А35-12312/2016 заявленные требования ТУ Росимущества в Курской области удовлетворены.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Росреестра по Курской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что оспариваемые действия Управления, выразившиеся в отказе в государственной регистрации, являются законными и обоснованными и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Просит удовлетворить требования Управления в полном объеме.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" в лице филиала Курское линейное производственное управление магистральных газопроводов считает, что в апелляционной жалобе не изложены правовые основания для отмены решения суда первой инстанции.
Указывает, что при подаче заявления на государственную регистрацию права на спорный земельный участок ТУ Росимуществом в Курской области были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы отклонил, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Курской области указывает, что считает решение суда первой инстанции законным обоснованным. Просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, Публичное акционерное общество "Газпром" в судебное заседание представителей не направили, доводы жалобы не оспорили.
ТУ Росимущества в Курской области заявило о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В связи с наличием доказательств надлежащего уведомления данных лиц и времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, заслушав мнение лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 30.08.2016 ТУ Росимущества в Курской области на основании п. 4 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Управление Росреестра по Курской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с кадастровым номером 46:09:090013:4, расположенный по адресу: Курская область, Конышевский район, Машкинский сельсовет, газопровод-отвод и АГРС пос. Конышевка Конышевского района Курской области, указав при этом, что на данном земельном участке находится Газопровод - отвод к АГРС "Конышевка", права собственности на который зарегистрированы за Открытым акционерным обществом "Газпром", номер регистрации 46-46-07/006/2012-075.
Уведомлением Управления Росреестра от 07.09.2016 N 46/999/001/2016-576 государственная регистрация права собственности была приостановлена, поскольку у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права.
Заявителю предлагалось подтвердить право собственности на земельный участок, либо подтвердить, что вышеуказанный земельный участок занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В рамках проведения правовой экспертизы Управлением Росреестра по Курской области был направлен запрос в адрес Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области с целью получения сведений, содержащихся в ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 46:09:090013:4.
На основании полученных данных кадастрового паспорта земельного участка от 25.11.2016 N 46/16-1-427145 Управлением Росреестра по Курской области установлено, что земельный участок относится к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения трубопроводного транспорта. В кадастровом паспорте отсутствуют сведения о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 46:09:090013:4 объектов капитального строительства.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сообщением от 06.10.2016 N 46/999/001/2016-576 Управлением Росреестра по Курской области отказано ТУ Росимущества в Курской области в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок со ссылкой на то, что документы, подтверждающие, что земельный участок занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, что заявленный земельный участок предоставлен органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, на государственную регистрацию не представлены. Иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, также не представлены.
Полагая, что решение, изложенное в сообщении Управления Росреестра по Курской области от 06.10.2016 N 46/999/001/2016-576 об отказе в регистрации принято незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием. Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения регистрирующего органа.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации является проведение правовой экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводятся органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в котором в том числе предусмотрено не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в федеральной собственности находятся земельные участки:
- - которые признаны таковыми федеральными законами;
- - право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- - которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из п. 1 статьи 87 ЗК РФ усматривается, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа; система газоснабжения - имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа.
Согласно статье 5 Закона о газоснабжении федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Единая система газоснабжения является основной системой газоснабжения в Российской Федерации, и ее деятельность регулируется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 6 указанного Закона).
В соответствии со статьей 14 Закона о газоснабжении для обеспечения надежного газоснабжения, безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения, связанных общим технологическим режимом добычи, транспортировки и поставок газа, разделение Единой системы газоснабжения не допускается.
С учетом приведенных норм суд пришел к правильному выводу, что земли, занятые объектами газоснабжения, входящие в единую систему газоснабжения Российской Федерации, являются собственностью Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" газопровод указан в разделе "Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью" под кодом ОКОФ 124521352.
Приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" "газопроводы-отводы" отнесены непосредственно к составу газораспределительной станции (п. 2 раздела III Газопроводы-отводы, газораспределительные станции).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Открытое акционерное общество "Газпром" является собственником объекта Газопровод - отвод к АГРС "Конышевка", назначение: производственное, протяженность: 31796 м, инвентарный номер: 38:216:002:000061030:7001:20000. Литер I, адрес объекта: Курская область, Железногорский, Конышевский районы, кадастровый номер 46-46-07/006/2012-075, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2012 серии 46 АМ N 027401.
Кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 46:09:090013:4 содержит сведения о категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также виде разрешенного использования - для трубопроводного транспорта.
Из заключения кадастрового инженера усматривается, что на земельном участке с кадастровым номером 46:09:090013:4 расположены наземные элементы, входящие в состав линейного сооружения трубопроводного транспорта "Газопровод-отвод к АГРС "Конышевка" с кадастровым номером 46:06:000000:690, расположенного в Железногорском и Конышевском районах. Указанный объект предназначен для транспортировки и поставки газа и является объектом единой системы газоснабжения, входящей в состав федеральной системы Российской Федерации.
Суд первой инстанции, установив, что в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, содержавшие полную и необходимую информацию о данном объекте недвижимого имущества в соответствии с требованиями Закона о государственной регистрации прав, пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Закона о государственной регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав повторно и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанций соглашается с судом области, что спорный земельный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью, поскольку на спорном земельном участке расположены объекты, которые принадлежат субъекту газоснабжения и используются им для эксплуатации объектов единой системы газоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых фактов, которые не были исследованы при рассмотрении дела в суде первой инстанции, повторяют позицию Управления Росреестра, приведенную ранее, не опровергают выводов суда области, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Курской области от 31.03.2017 по делу N А35-12312/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)