Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2017 N Ф10-1931/2017 ПО ДЕЛУ N А64-6757/2015

Требование: Об отмене постановления об образовании земельного участка из земель государственной собственности, снятии с кадастрового учета земельного участка, обязании оказать муниципальную услугу по предоставлению спорного земельного участка в аренду.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Орган местного самоуправления сформировал земельный участок и предоставил его в аренду третьему лицу. Заявитель ссылается на нарушение прав, поскольку участок сформирован и поставлен на кадастровый учет после его обращения о предоставлении участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А64-6757/2015


Дело рассмотрено 08.06.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при участии в заседании:
- от заявителя - индивидуального предпринимателя Васильевой Наталии Николаевны (юридический адрес: г. Тамбов, ул. Степана Разина, д. 19-а, кв. 17, фактический адрес: г. Тамбов, пер. Ново-Огородный, д. 6-а, ОГРНИП 312682915000021, ИНН 681800587933) - не явились;
- от заинтересованного лица - Администрации Первомайского района Тамбовской области (Тамбовская обл., пос. Первомайский, пл. Ленина, д. 11, ОГРН 1026800728976, ИНН 681201947) - не явились;
- от третьего лица - Администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области (Тамбовская обл., п. Первомайский, пл. Ленина, д. 1) - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Васильевой Наталии Николаевны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2016 (судья Копырюлина А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 (судьи Семенюта Е.А., Миронцева Н.Д., Донцов П.В.) по делу N А64-6757/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель Васильева Н.Н. обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением об отмене постановления Администрации Первомайского района Тамбовской области (далее - администрация района) от 12.01.2015 N 9 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101013:391 на праве аренды Савиной Н.М. (1); о расторжении договора аренды от 12.01.2015 N 04-15/01, заключенного между администрацией района и Савиной Н.М. (2); об отмене постановления администрация района от 17.10.2014 N 1445 об образовании земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101013:391 из земель государственной собственности (3); о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101013:391 (4); об обязании администрации района оказать муниципальную услугу по предоставлению ей данного земельного участка в аренду (5).
В процессе судебного разбирательства предприниматель уточнила свои требования и исключила из своего заявления два первых требования, оставив третье, четвертое и пятое (т. 2, л.д. 49-50)
Третьим лицом по делу выступала Администрация Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области (далее - администрация поссовета).
Решением суда от 09.11.2016 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит состоявшиеся судебные акты отменить, ее требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 18.09.2014 Васильева Н.Н. обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка примерной площадью 500 кв. м, расположенного между забором здания администрации района и торговым зданием по ул. Дружбы, 1А, в пос. Первомайский, для строительства административного здания (т. 1, л.д. 24).
Письмом от 23.09.2014 N 01-27/614 Комитет по управлению имуществом и землеустройству Первомайского района сообщил Васильевой Н.Н. об отсутствии сформированного земельного участка по данному адресу (т. 1, л.д. 26).
Постановлением администрации района от 17.10.2014 N 1445 предписано образовать земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, из участка государственной собственности кадастрового квартала 68:12:0101013, площадью 450 кв. м, расположенный по адресу: р.п. Первомайский, в 19 метрах западнее дома N 18 по ул. Юбилейная, для огородничества.
Постановлением администрации района от 10.11.2014 N 1534 постановление от 17.10.2014 изменено, цель предоставления участка "для огородничества" заменена на "для размещения 1-2 квартирных жилых домов с участками".
Земельный участок площадью 450 кв. м 13.11.2014 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 68:12:0101013:39.
На основании постановления администрации района от 12.01.2015 N 9 в тот же день, 12.01.2015, между администрацией района и Савиной Н.М. был заключен договор аренды на указанный земельный участок, который был предоставлен Савиной Н.М. сроком на 10 лет для размещения 1-2 квартирных домов.
Договор аренды прошел государственную регистрацию.
Решением Первомайского районного суда Тамбовской области от 17.12.2015 по делу N 2-608/2015 постановление администрации района от 12.01.2015 N 9 отменено, договор аренды от 12.01.2015 признан ничтожным. Также решением суда предписано аннулировать запись о регистрации договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) - т. 1, л.д. 138.
9 ноября 2015 г. предприниматель Васильева Н.Н. обратилась в арбитражный суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то что постановление администрации района от 17.10.2014 N 1445 нарушает ее права и законные интересы, поскольку земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет по инициативе администрации района после ее обращения, а ее заявление рассмотрено с нарушением требований законодательства по рассмотрению таких заявлений.
Отказывая в удовлетворении заявления предпринимателя, суд первой свой вывод мотивировал тем, что в полномочия администрации района входит формирование земельных участков и постановка их на кадастровый учет; формированием спорного земельного участка и постановкой его на кадастровый учет права предпринимателя не затронуты. Кроме того, суд указал, что, ссылаясь на незаконность действий администрации по формированию спорного земельного участка по своей (администрации) инициативе, а также по нерассмотрению в соответствии с требованиями законодательства ее заявления о предоставлении земельного участка в аренду для строительства административного здания, предприниматель фактически оспаривает бездействие администрации по рассмотрению ее заявления, однако такого требования не заявлялось.
Апелляционный суд согласился с выводами судами первой инстанции. Кроме того, указал, что с 01.03.2015 полномочиями по распоряжению земельными участками на территории поселков наделены администрации поссовета.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
В силу статьи 29 ЗК РФ в редакции, действовавшей на дату обращения предпринимателя с заявлением в администрацию района, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Пунктом 3.2.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, связанных со строительством", утвержденного постановлением администрации Первомайского района Тамбовской области N 828 от 22.06.2012 (далее - Административный регламент), установлено, что основанием для начала административной процедуры служит обращение заявителя о предоставлении муниципальной услуги с приложением пакета документов, указанных в пункте 2.7.1. настоящего Административного регламента.
В силу п. 2.4 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является принятие решения о предоставлении земельного участка, в том числе, в аренду; проект договора аренды; сообщение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Согласно пункту 9 статьи 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Из указанных норм права следует, что суд не решает вопрос о предоставлении или непредоставлении муниципальной услуги по выделению земельных участков для строительства. Вопрос о предоставлении муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении решается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на основании заявления лица, требующего оказания этой услуги. В суд могут быть обжалованы лишь решение об отказе в предоставлении услуги или бездействие органа в случае нерассмотрения заявления.
Получив ответ Комитета по управлению имуществом и землеустройству Первомайского района от 23.09.2014, из которого следует, что заявление предпринимателя Васильевой Н.Н. положительно не решено, последняя не обжаловала в суд ни отказ в предоставлении земельного участка, ни бездействие исполнительного органа власти.
Поэтому суд по праву отказал в удовлетворении требования предпринимателя о предоставлении муниципальной услуги по выделению земельного участка в аренду для строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Суды пришли к правильному выводу о том, что администрация района могла распорядиться муниципальными земельными участками или земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал предпринимателю в удовлетворении ее требования об отмене постановления администрации от 17.10.2014 N 1445, а, соответственно, и требования о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 68:12:0101013:39.
Тем более, что формированием земельного участка и постановкой его на кадастровый учет права Васильевой Н.Н. не затронуты.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.11.2016 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2017 по делу N А64-6757/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)