Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 18АП-8105/2016 ПО ДЕЛУ N А76-24382/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. N 18АП-8105/2016

Дело N А76-24382/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ивановой Н.А., Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2016 по делу N А76-24382/2015 (судья Костылев И.В.).
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" - Гайворонский А.А. (паспорт, доверенность от 31.12.2015).

Акционерное общество "Газпром газораспределение Челябинск" (филиал АО "Газпром газораспределение Челябинск" в г. Магнитогорске) (далее - АО "Газпром газораспределение Челябинск", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации города Магнитогорска (далее - ответчик, администрация) с заявлением, в котором просит признать незаконным решение (ОДП 80/2413 от 18.08.2015) органов местного самоуправления в лице Администрации г. Магнитогорска об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков под строительство газопроводов-вводов низкого давления к жилым домам по следующим адресам: к дому N 25 по переулку Акмолинскому, площадью 108 кв. м, к дому N 3 по ул. Брянской, площадью 63 кв. м, к дому N 28 по ул. Лесопарковой, площадью 302 кв. м, к дому N 15 по ул. Кронштадской, площадью 38 кв. м в г. Магнитогорске Челябинской области; обязать исполнительный орган местного самоуправления - Администрацию города Магнитогорска утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории N АПБ 138-15.С, N АПБ 142-15.С, N АПБ 133-15.С, N АПБ 137-15.С и предоставить в аренду сроком на один год земельные участки под строительство газопроводов-вводов низкого давления.
К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Дегтярев Иван Александрович, Усманов Равиль Мухамедович, Сухоярский Сергей Борисович, Астаева Оксана Васильевна.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2016 (резолютивная часть объявлена 18.05.2016) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации г. Магнитогорска, выраженный в письме от 18.08.2015 N ОДП 80/2431 в предварительном согласовании предоставления земельных участков:
- ориентировочной площадью 302 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 50 мм, протяженностью 82 п./м к дому N 28 по ул. Лесопарк в г. Магнитогорске,
- ориентировочной площадью 63 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 63 мм, протяженностью 13,6 п./м к дому N 3 по ул. Брянская в г. Магнитогорске,
- ориентировочной площадью 108 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 63 мм, протяженностью 24 п./м к дому N 25 по пер. Акмолинскому в г. Магнитогорске,
- ориентировочной площадью 38 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 50 мм, протяженностью 8 п./м к дому N 15 по ул. Кронштадской в г. Магнитогорске.
Также суд обязал Администрацию г. Магнитогорска утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков в сроки и в порядке, предусмотренными ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявлений Акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск", поступивших 29.06.2015 в МАУ "МФЦ" по номерами дел: 00098115, 00098113, 00098092, 00098107 (т. 2, л.д. 129-133).
С указанным решением суда не согласилась администрация, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что схема расположения земельного участка, представленная в администрацию и предполагающая формирование участка для строительства газопровода не могла быть утверждена администрацией, в силу подпункта 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса, согласно которому основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории. Данное обстоятельство предопределило принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Также указывает, что земельные участки расположенные в районе д. 25 по пер. Акмолинскому, д. 28 в п. Лесопарк, д. 15 по ул. Кронштадской расположены на территории, в отношении которой документация по планировке не утверждена, в связи с чем было принято решение об отказе.
В судебном заседании представитель заявителя считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Администрация, в судебное заседание не явилась, уведомлена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы посредством почтового отправления, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося представителя администрации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Дегтярев И.А., Усманов Р.М., Сухоярский С.Б., Астаева О.В. обратились в ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" с запросом о выдаче технических условий на подключение к газораспределительной сети объекта газификации (л.д. 25, 33, 41, 49).
ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" утверждены технические условия:
- - N 140 подключения (технологического присоединение) объекта капитального строительства (жилого дома по адресу: Магнитогорск, по пер. Акмолинскому, N 25) к газораспределительной сети и на присоединение к газораспределительной сети газификации природным газом (л.д. 26-28);
- - N 474 подключения (технологического присоединение) объекта капитального строительства (жилого дома по адресу: Магнитогорск, по ул. Брянской, N 3) к газораспределительной сети и на присоединение к газораспределительной сети газификации природным газом (л.д. 34-36);
- - N 264 подключения (технологического присоединение) объекта капитального строительства (жилого дома по адресу: Магнитогорск, пос. Лесопарк, N 28) к газораспределительной сети и на присоединение к газораспределительной сети газификации природным газом (л.д. 43);
- - N 599 подключения (технологического присоединение) объекта капитального строительства (жилого дома по адресу: Магнитогорск, по ул. Кронштадской, N 15) к газораспределительной сети и на присоединение к газораспределительной сети газификации природным газом (л.д. 50-52).
Между Дегтяревым И.А., Усмановым Р.М., Сухоярским С.Б., Астаевой О.В. и ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" были заключены договоры на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительной сети (л.д. 19, 29, 37, 45).
26.06.2015 АО "Газпром газораспределение Челябинск" обратилось в Администрацию г. Магнитогорска с заявлениями:
- - о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 302 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 50 мм, протяженностью 82 п./м к дому N 28 по ул. Лесопарк в г. Магнитогорске Челябинской области, с приложением документов (л.д. 13);
- - о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 63 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 63 мм, протяженностью 13,6 п./м к дому N 3 по ул. Брянская в г. Магнитогорске Челябинской области, с приложением документов (л.д. 14);
- - о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 108 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 63 мм, протяженностью 24 п./м к дому N 25 по пер. Акмолинскому в г. Магнитогорске Челябинской области, с приложением документов (л.д. 15);
- - о предварительном согласовании предоставления земельного участка, ориентировочной площадью 38 кв. м, под строительство газопровода-ввода низкого давления d 50 мм, протяженностью 8 п./м к дому N 15 по ул. Кронштадской в г. Магнитогорске Челябинской области, с приложением документов (л.д. 17).
Администрация г. Магнитогорска сообщением от 18.08.2015 N ОДП 80/2431 ОАО "Газпром газораспределение Челябинск" отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельных участков указав, что земельный участок должен быть предоставлен в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Магнитогорске, с учетом видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентами для данной территориальной зоны, в соответствии с проектом планировки территории города.
Администрацией указано, что в соответствии с градостроительной документацией о застройке, в границах испрашиваемых обществом земельных участков размещение газопроводов не предусмотрено.
Считая, что отказ администрации в предоставлении земельного участка, изложенный в письме от 26.06.2015 N ОДП 80/1904, является незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Суд указал, что не представлено доказательств в подтверждение несоответствия схем расположения земельных участков утвержденному проекту (проектам) планировки территории, землеустроительной документации. Обязанность по разработке и утверждению градостроительной документации возложена на орган местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 и п. 2 ст. 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В данном случае заявителю отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в силу того, что в соответствии с градостроительной документацией о застройке, в границах испрашиваемых земельных участков, размещение газопроводов не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса обязанность по подготовке документации по планировке территории возложена на орган местного самоуправления.
В силу ч. 8 названной нормы подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что утверждение администрации о необходимости подготовки документации по планировке территории заявителем и за его счет, необоснованно, и у администрации отсутствовали законные основания для отказа по мотиву отсутствия документации по планировке территории, в пределах которой расположены испрашиваемые земельные участки.
Кроме того, ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Федеральным законом от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" внесены изменения в ч. 4 ст. 44 Градостроительного кодекса, согласно которым линейные объекты исключены из числа объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется подготовка градостроительных планов.
В силу ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории являются элементами документации по планировке территории.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса).
В соответствии с ч.ч. 2 - 5 ст. 42 Градостроительного кодекса проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.
Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса).
В силу ч. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Доказательств опубликования графической части проекта планировки в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не представлено.
Суд первой инстанции посчитал необоснованным довод Администрации о несоответствии схемы расположения земельного участка по ул. Брянской, д. N 3 (территория бывшего пос. Приуральский) утвержденному проекту планировки территории.
Применительно к норме п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Соответствующие доказательства (противоречие видам разрешенного использования земельных участков, их несоответствие установленной территориальной зоне и пр.) не представлены заинтересованным лицом при рассмотрении судебного спора в порядке исполнения процессуальных обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Органом местного самоуправления не приведены достаточные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в силу чего обжалуемый отказ противоречит норме ст. 11.10 Земельного кодекса и является незаконным.
При изложенных обстоятельствах требования общества "Газпром газораспределение Челябинск" удовлетворены обоснованно, решение суда первой инстанции законно и обоснованно, отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.05.2016 по делу N А76-24382/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
А.П.СКОБЕЛКИН
Судьи
Н.А.ИВАНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)