Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 03.08.2017 N Ф05-10788/2017 ПО ДЕЛУ N А41-21074/2016

Требование: Об изъятии для государственных нужд земельного участка, установлении в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости части земельного участка и величины убытков.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Уполномоченный орган после проведения оценки части земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд, обратился к обществу с просьбой согласовать заключение об оценке и проект соглашения об изъятии имущества. Однако соглашение об изъятии согласовано не было.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2017 г. по делу N А41-21074/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 3 августа 2017 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Дзюбы Д.И., Матюшенковой Ю.Л.,
при участии в заседании:
от заявителя: Главного управления дорожного хозяйства МО - Строгов В.А. доверенность от 17 мая 2017 года N 23/17-мтди
от заинтересованного лица: ООО "СК-Нефть" - Гратий В.Г. доверенность от 24 апреля 2017 года,
от третьих лиц: Минимущество МО - Шелмаков В.Д. доверенность от 09 января 2017 года,
Управление Росреестра по МО - извещено, представитель не явился,
ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО - извещено, представитель не явился,
ООО "Инвест Капитал" - Суворов Е.Г. доверенность от 1 июня 2016 года,
рассмотрев 27 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "СК-Нефть"
на решение от 09.03.2017
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
на постановление от 17.05.2017
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Семушкиной В.Н.,
по заявлению Главного управления дорожного хозяйства Московской области
к ООО "СК-Нефть"
об изъятии для государственных нужд земельного участка,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ООО "Инвест Капитал",

установил:

Главное управление дорожного хозяйства Московской области (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением об изъятии для государственных нужд у ООО "СК-Нефть" (далее - общество) земельного участка общей площадью 190 кв. м, с кадастровым номером 50:19:0020202:234, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1; об установлении в соответствии с отчетом от 03 августа 2015 года об оценке N 870/15 об определении рыночной стоимости части данного земельного участка размера возмещения стоимости 1 559 000 руб. 00 коп., в том числе рыночная стоимость части земельного участка 802 000 руб.; величина убытков, причиненных ответчику 757 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене в части определения выкупной цены изымаемой части земельного участка. В обоснование приводит доводы о том, что эксперт в своем заключении определил выкупную цену земельного участка с нарушением требований действующего законодательства, не учтя наличие договорных отношений по договору аренды имущественного комплекса АЗС.
В судебном заседании представитель общества и ООО "Инвест Капитал", доводы и требования кассационной жалобы поддерживали.
Представители управления, Минимущества МО возражали по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Управление Росреестра по МО, ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, после проведения оценки части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, подлежащего изъятию для государственных нужд, а также определения размера убытков, Главное управление дорожного хозяйства Московской области обратилось к ООО "СК-Нефть" с просьбой согласовать заключение об оценке и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд, приложив проект соглашения об изъятии, а также копию заключения об оценке.
В связи с тем, что соглашение об изъятии согласовано не было, управление обратилось в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (часть 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции, действующей с 01 апреля 2015 года), допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 01 апреля 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 499-ФЗ).
В силу статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Главой 7.1 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; органы местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (статья 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.
В случае если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, поданного лицом, указанным в статье 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии указывается это лицо.
В решении об изъятии указываются сооружения, изъятие которых в соответствии с гражданским законодательством не осуществляется, а также сервитуты, которые установлены в отношении изымаемых земельных участков и которые сохраняются.
К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.
В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка (статья 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (статья 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (статья 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи).
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляется ряд документов. Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отмечено, что по смыслу статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 55, пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, суд определяет стоимость объекта исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Как установлено судами, на основании постановления Правительства Московской области от 11 ноября 2014 года N 946/43 "Об утверждении проекта планировки территории для размещения линейного объекта капитального строительства - путепровода через железную дорогу на 4 км автомобильной дороги "Москва - Бородино - Тучково" в Рузском муниципальном районе Московской области ГУДХ МО принято распоряжение от 23 июня 2015 года N 171-Р "Об изъятии объекта недвижимого имущества для государственных нужд Московской области" в соответствии с которым, в целях строительства путепровода через железную дорогу на 4 км автодороги "Москва - Бородино" - Тучково, Рузский район подлежит изъятию объект недвижимого имущества путем выкупа согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 12 мая 2015 года N 120-Р.
Согласно Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Главного управления дорожного хозяйства Московской области от 12 мая 2015 года N 120-Р подлежит изъятию часть земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, категории земли: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства АЗС, расположенный по адресу: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1.
Земельный участок с кадастровым номером 50:19:0020202:234 принадлежит на праве собственности ООО "СК-Нефть", что подтверждается выпиской из ЕГРП от 26 мая 2016 года.
Процедура изъятия части земельного участка, установленная гражданским и земельным законодательством для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд управлением соблюдена надлежащим образом: имеется решение об изъятии, установлена цена выкупа, обществу направлено соглашение об изъятии с необходимыми документами.
Подготовлено заключение по отчету от 03 августа 2015 года N 870/15 для установления размера возмещения за изымаемый земельный участок с учетом убытков и упущенной выгоды объектов недвижимого имущества, изымаемых для государственных нужд Московской области, в соответствии с которым рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м, расположенного по адресу: участок находится примерно в 500 метрах по направлению на северо-запад от ориентира дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, Рузский район, п. Тучково, ул. Восточная, д. 1 составляет - 802 000 руб. 00 коп., величина убытков, причиненных собственнику части земельного участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, площадью 190 кв. м составляет - 757 000 руб., итого 1 559 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции по ходатайству управления была назначена судебная экспертиза, поскольку общество не согласилось с выкупной ценой земельного участка, определенной управлением.
Согласно заключению эксперта Некоммерческого партнерства "Деловой союз судебных экспертов" от 12 января 2017 года N 001/01/2017-ЭЗ рыночная стоимость вышеуказанного объекта составляет 1 478 000 руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка, входящего в состав участка с кадастровым номером 50:19:0020202:234, общей площадью 190 кв. м - 775 770 руб.; улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке - 680 024 руб.; убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду - 22 000 руб.
Доводы кассационной жалобы об упущенной выгоде в связи с изъятием земельного участка, в том числе о наличии договора аренды имущественного комплекса, заключенного между ООО "СК-Нефть" и ООО "Инвест-Капитал", отклоняются судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов. Между тем, оснований для назначения повторной экспертизы судом первой инстанции не установлено.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 09 марта 2017 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2017 года по делу N А41-21074/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
Д.И.ДЗЮБА

Судья
Ю.Л.МАТЮШЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)