Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области: Свешникова Д.Н., по доверенности от 09.01.2017;
- от Белгородского УФАС России: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Отрадаагроинвест": Пустовойтова Е.А., по доверенности от 12.10.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области (ИНН 3120082811, ОГРН 1063120003760) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2017 по делу N А08-7112/2016 (судья Назина Ю.И.) по заявлению Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области к Белгородскому УФАС России (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) о признании недействительным решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ, третье лицо: ООО "Отрадаагроинвест",
установил:
Администрация Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Белгородскому УФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ.
Решением суда от 30.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что антимонопольным органом были ошибочны применены положения главы 9 Закона о защите конкуренции, чем были нарушены обязательные процедуры, установленные ст. 18.1 Закона. ООО "Отрадаагроинвест" не обладало правом подачи жалобы, в связи с чем его жалоба была рассмотрена незаконно.
В отзыве на жалобу ООО "Отрадаагроинвест" указывает, что требование о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов противоречит ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ. Закон о защите конкуренции предусматривает порядок рассмотрения обращений на действия заказчиков при проведении запроса предложений, как установленный ст. 18.1 Закона, так и главой 9. Заявление Общества соответствовало требованиям ст. 44 Закона о защите конкуренции, из существа жалобы усматривались нарушения ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В судебное заседание УФАС по Белгородской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 14.04.2017 объявлялся перерыв до 19.04.2017 (15.04.2017 и 16.04.2017 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, на основании решения земского собрания Первоцепляевского сельского поселения от 28.12.2015 N 06 "О согласовании передачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности Первоцепляевского сельского поселения" Администрацией организован аукцион по продаже права аренды с годовой арендной платой 182000 руб. на земельный участок.
Извещение размещено 18.03.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://torgi.gov.ru//.
ООО "Отрадаагроинвест" посчитав, что проведение администрацией аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 14.04.2016 обратилось с жалобой в Белгородское УФАС России.
В жалобе ООО "Отрадаагроинвест" указало, что в извещении о проведении торгов администрацией к лицам, желающим принять участие в аукционе и быть признанными участниками аукциона, предъявляются требования о предоставлении юридическими лицами нотариально удостоверенного пакета учредительных документов (в том числе выписки их ЕГРЮЛ), в аукционной документации представлен не обязательный для заключения проект договора о задатке, а также в аукционной документации отсутствуют сведения о банковских реквизитах счета для перечисления задатка для участия в аукционе.
На основании данного заявления УФАС по Белгородской области 20.05.2016 издан приказ N 164 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Белгородского УФАС России 05.07.2016 по итогам рассмотрения жалобы и возражений на нее и материалов аукциона приняла решение, которым установила факт нарушения администрацией Первоцепляевского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установлении требования к претендентам на участие в аукционе предоставления юридическими лицами нотариально заверенных копий учредительных документов, что ограничило доступ к участию в торгах.
Считая решение УФАС по Белгородской области от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ недействительным, Администрация обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что решение от 05.07.2016 УФАС России по Белгородской области соответствует нормам действующего законодательства и не содержит выводов, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (пункт 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (пункт 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 названного Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
Статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 108 - 111 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010, документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.
Не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Требования к документации об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, определены п. 114 Правил.
Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал о нарушении организатором торгов при проведении спорных торгов пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Согласно Извещению о проведении торгов N 180316/11986709/01, для участия в аукционе необходимо представить:
- заявку по установленной форме,
- - платежный документ, подтверждающий внесение задатка не счет администрации в размере 80% начальной цены приобретаемого участка в срок до 15.04.2016;
- - для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов, для физических лиц - паспорт.
Как верно было указано судом области, установление в аукционной документации требования о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов противоречит положениям ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ.
Указанное требование влечет наложение дополнительных обременений на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оборота земельных участков, дополнительные материальные затраты и приводит к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке, что свидетельствует об ограничении доступа к участию в торгах, являются нарушением требований ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области, что требование о необходимости обязательного заключения договора о задатке аукционная документация не содержит, в связи с чем, условие о наличие проекта договора о задатке в составе аукционной документации не ограничивает доступ лиц к участию в торгах.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно указанных выводов суда области.
В качестве доводов жалобы указывается, что антимонопольным органом были ошибочны применены положения главы 9 Закона о защите конкуренции, чем были нарушены обязательные процедуры, установленные ст. 18.1 Закона. ООО "Отрадаагроинвест" не обладало правом подачи жалобы, в связи с чем его жалоба была рассмотрена незаконно.
Указанные доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм Закона о защите конкуренции.
Так, глава 9 Закона о защите конкуренции определяет порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Общество обратилось в УФАС по Белгородской области с заявлением о проведении проверки на предмет соответствия требованиям Закона о защите конкуренции проведения администрацией Первоцепляевского сельского поселения аукциона. Данное заявление не содержало указания о порядке, в кот ором подано данное заявление.
Заявление ООО "Отрадаагроинвест" соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 44 Закона о защите конкуренции и свидетельствовало о нарушении Администрацией части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции лица, не подававшие заявок для участия в закупке, могут подать жалобу только в том случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов и такое нарушение может нарушить их права.
Из приведенной нормы Закона о защите конкуренции следует, что право лица, не подававшего заявку, обратиться в антимонопольный орган с жалобой обусловлено наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав.
Следовательно, заявление Общества было правомерно принято антимонопольным органом и рассмотрено в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.
При названных условиях, в силу положений ст. 198 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного уплаченная адвокатом Свешниковым Д.Н. за Администрацию Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области по платежному поручению N 1 от 27.02.2017 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2017 по делу N А08-7112/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 19АП-1828/2017 ПО ДЕЛУ N А08-7112/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А08-7112/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области: Свешникова Д.Н., по доверенности от 09.01.2017;
- от Белгородского УФАС России: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Отрадаагроинвест": Пустовойтова Е.А., по доверенности от 12.10.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области (ИНН 3120082811, ОГРН 1063120003760) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2017 по делу N А08-7112/2016 (судья Назина Ю.И.) по заявлению Администрации Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области к Белгородскому УФАС России (ИНН 3123084662, ОГРН 1023101646831) о признании недействительным решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ, третье лицо: ООО "Отрадаагроинвест",
установил:
Администрация Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Белгородскому УФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ.
Решением суда от 30.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что антимонопольным органом были ошибочны применены положения главы 9 Закона о защите конкуренции, чем были нарушены обязательные процедуры, установленные ст. 18.1 Закона. ООО "Отрадаагроинвест" не обладало правом подачи жалобы, в связи с чем его жалоба была рассмотрена незаконно.
В отзыве на жалобу ООО "Отрадаагроинвест" указывает, что требование о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов противоречит ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ. Закон о защите конкуренции предусматривает порядок рассмотрения обращений на действия заказчиков при проведении запроса предложений, как установленный ст. 18.1 Закона, так и главой 9. Заявление Общества соответствовало требованиям ст. 44 Закона о защите конкуренции, из существа жалобы усматривались нарушения ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В судебное заседание УФАС по Белгородской области не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании 14.04.2017 объявлялся перерыв до 19.04.2017 (15.04.2017 и 16.04.2017 - выходные дни).
Как видно из материалов дела, на основании решения земского собрания Первоцепляевского сельского поселения от 28.12.2015 N 06 "О согласовании передачи в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности Первоцепляевского сельского поселения" Администрацией организован аукцион по продаже права аренды с годовой арендной платой 182000 руб. на земельный участок.
Извещение размещено 18.03.2016 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://torgi.gov.ru//.
ООО "Отрадаагроинвест" посчитав, что проведение администрацией аукциона не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", 14.04.2016 обратилось с жалобой в Белгородское УФАС России.
В жалобе ООО "Отрадаагроинвест" указало, что в извещении о проведении торгов администрацией к лицам, желающим принять участие в аукционе и быть признанными участниками аукциона, предъявляются требования о предоставлении юридическими лицами нотариально удостоверенного пакета учредительных документов (в том числе выписки их ЕГРЮЛ), в аукционной документации представлен не обязательный для заключения проект договора о задатке, а также в аукционной документации отсутствуют сведения о банковских реквизитах счета для перечисления задатка для участия в аукционе.
На основании данного заявления УФАС по Белгородской области 20.05.2016 издан приказ N 164 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия Белгородского УФАС России 05.07.2016 по итогам рассмотрения жалобы и возражений на нее и материалов аукциона приняла решение, которым установила факт нарушения администрацией Первоцепляевского сельского поселения Шебекинского района Белгородской области ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установлении требования к претендентам на участие в аукционе предоставления юридическими лицами нотариально заверенных копий учредительных документов, что ограничило доступ к участию в торгах.
Считая решение УФАС по Белгородской области от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ недействительным, Администрация обратилась в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что решение от 05.07.2016 УФАС России по Белгородской области соответствует нормам действующего законодательства и не содержит выводов, нарушающих права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации утвержден порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы (пункт 16 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (пункт 18 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (пункт 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 21 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 названного Кодекса;
10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
Статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке.
Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пп. 108 - 111 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010, документация об аукционе может содержать требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества, требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.
Не допускается включение в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Требования к документации об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, определены п. 114 Правил.
Не допускается требовать от заявителя иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных пунктом 121 настоящих Правил.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал о нарушении организатором торгов при проведении спорных торгов пункта 1 статьи 39.12 ЗК РФ.
Согласно Извещению о проведении торгов N 180316/11986709/01, для участия в аукционе необходимо представить:
- заявку по установленной форме,
- - платежный документ, подтверждающий внесение задатка не счет администрации в размере 80% начальной цены приобретаемого участка в срок до 15.04.2016;
- - для юридических лиц - нотариально заверенные копии учредительных документов, для физических лиц - паспорт.
Как верно было указано судом области, установление в аукционной документации требования о предоставлении нотариально заверенных копий учредительных документов противоречит положениям ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ.
Указанное требование влечет наложение дополнительных обременений на хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке оборота земельных участков, дополнительные материальные затраты и приводит к отказу от участия в торгах лиц, заинтересованных в земельном участке, что свидетельствует об ограничении доступа к участию в торгах, являются нарушением требований ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области, что требование о необходимости обязательного заключения договора о задатке аукционная документация не содержит, в связи с чем, условие о наличие проекта договора о задатке в составе аукционной документации не ограничивает доступ лиц к участию в торгах.
Апелляционная жалоба не содержит доводов относительно указанных выводов суда области.
В качестве доводов жалобы указывается, что антимонопольным органом были ошибочны применены положения главы 9 Закона о защите конкуренции, чем были нарушены обязательные процедуры, установленные ст. 18.1 Закона. ООО "Отрадаагроинвест" не обладало правом подачи жалобы, в связи с чем его жалоба была рассмотрена незаконно.
Указанные доводы жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм Закона о защите конкуренции.
Так, глава 9 Закона о защите конкуренции определяет порядок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Общество обратилось в УФАС по Белгородской области с заявлением о проведении проверки на предмет соответствия требованиям Закона о защите конкуренции проведения администрацией Первоцепляевского сельского поселения аукциона. Данное заявление не содержало указания о порядке, в кот ором подано данное заявление.
Заявление ООО "Отрадаагроинвест" соответствовало требованиям, предусмотренным статьей 44 Закона о защите конкуренции и свидетельствовало о нарушении Администрацией части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции лица, не подававшие заявок для участия в закупке, могут подать жалобу только в том случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов и такое нарушение может нарушить их права.
Из приведенной нормы Закона о защите конкуренции следует, что право лица, не подававшего заявку, обратиться в антимонопольный орган с жалобой обусловлено наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав.
Следовательно, заявление Общества было правомерно принято антимонопольным органом и рассмотрено в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции.
При названных условиях, в силу положений ст. 198 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о законности решения от 05.07.2016 по делу N 219-16-АЗ.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного уплаченная адвокатом Свешниковым Д.Н. за Администрацию Первоцепляевского сельского поселения муниципального района "Шебекинский район и г. Шебекино" Белгородской области по платежному поручению N 1 от 27.02.2017 государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 30.01.2017 по делу N А08-7112/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)