Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по МО - Фирсов А.В., по доверенности от 16.12.2015 N 484-Д,
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Подольск - Чеботарева А.С., по доверенности от 15.06.2016 N 95,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения и обязании зарегистрировать право,
установил:
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск Московской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором просил суд о нижеследующем:
- - признать незаконным решение Управления от 16.10.2015 N 50/027/009/2015-9117 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок общей площадью 85 кв. м, с кадастровым номером 50:55:0010292:71, расположенный по адресу: г. Подольск, ул. Подольская, д. 20а;
- - обязать Управление произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16 заявление удовлетворено (л.д. 92 - 94).
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Подольск возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности городского округа Подольск находится нежилое 4-этажное здание общей площадью 3021,2 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Подольская, д. 20а.
08 сентября 2015 года в Управление Росреестра было подано заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 85 кв. м с КН 50:55:0010292:71.
Сообщением от 16.10.2015 N 50/027/0092015-9117 регистрирующий орган отказал в осуществлении государственной регистрации, по основаниям, предусмотренным абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ), сославшись на то, что в заявлении на регистрацию не указано основание возникновения права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок, а также на непредставление заявителем документов, подтверждающих нахождение на земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ).
Соответствующий Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Пунктом 3 вышеназванного Перечня предусмотрено, что в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, то при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Как следует из материалов регистрационного дела, к заявлению о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером N 50:55:0010292:71 были приложены лишь доверенность на имя представителя и первый лист кадастрового паспорта земельного участка от 06.08.2015 N МО-15/ЗВ-1489374
Поскольку в заявлении не было указано основание возникновения права муниципальной собственности на земельный участок с К N 50:55:0010292:71, кадастровый паспорт на участок заявителем представлен не полностью, а правоустанавливающий документ на объект недвижимости, находящийся на этом участке, вообще не представлен, регистрирующий орган в порядке межведомственного взаимодействия направил в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области запрос на предмет получения сведений о наличии объектов недвижимости на указанном земельном участке.
Письмом от 21.09.2015 N 50:55-1323 филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области сообщил регистрирующему органу о том, что сведения о нахождении на земельном участке с К N 50:55:0010292:71 каких-либо объектов недвижимости в ГКН отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; а также в случае если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Поскольку заявителем не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а из ответа на межведомственный запрос следует, что в ГКН отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости на земельном участке с К N 50:55:0010292:71, то решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, оформленное сообщением от 16.10.2015 N 50/027/009/2015-9117 является законным.
При этом арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что заявитель не лишен возможности повторно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с представлением необходимых для регистрации документов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, в удовлетворении заявления Комитету надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2016 N 10АП-7940/2016 ПО ДЕЛУ N А41-3236/16
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2016 г. по делу N А41-3236/16
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Управления Росреестра по МО - Фирсов А.В., по доверенности от 16.12.2015 N 484-Д,
от Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Подольск - Чеботарева А.С., по доверенности от 15.06.2016 N 95,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Подольск к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения и обязании зарегистрировать право,
установил:
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации городского округа Подольск Московской области (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором просил суд о нижеследующем:
- - признать незаконным решение Управления от 16.10.2015 N 50/027/009/2015-9117 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок общей площадью 85 кв. м, с кадастровым номером 50:55:0010292:71, расположенный по адресу: г. Подольск, ул. Подольская, д. 20а;
- - обязать Управление произвести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16 заявление удовлетворено (л.д. 92 - 94).
Не согласившись с указанным решением, Управление Росреестра по МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Управления Росреестра по МО поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Комитета имущественных и земельных отношений администрации города Подольск возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности городского округа Подольск находится нежилое 4-этажное здание общей площадью 3021,2 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Подольск, ул. Подольская, д. 20а.
08 сентября 2015 года в Управление Росреестра было подано заявление о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 85 кв. м с КН 50:55:0010292:71.
Сообщением от 16.10.2015 N 50/027/0092015-9117 регистрирующий орган отказал в осуществлении государственной регистрации, по основаниям, предусмотренным абзацами 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ), сославшись на то, что в заявлении на регистрацию не указано основание возникновения права муниципальной собственности на указанный выше земельный участок, а также на непредставление заявителем документов, подтверждающих нахождение на земельном участке недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ).
Соответствующий Перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Пунктом 3 вышеназванного Перечня предусмотрено, что в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, то при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок необходимо представить правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
Как следует из материалов регистрационного дела, к заявлению о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером N 50:55:0010292:71 были приложены лишь доверенность на имя представителя и первый лист кадастрового паспорта земельного участка от 06.08.2015 N МО-15/ЗВ-1489374
Поскольку в заявлении не было указано основание возникновения права муниципальной собственности на земельный участок с К N 50:55:0010292:71, кадастровый паспорт на участок заявителем представлен не полностью, а правоустанавливающий документ на объект недвижимости, находящийся на этом участке, вообще не представлен, регистрирующий орган в порядке межведомственного взаимодействия направил в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области запрос на предмет получения сведений о наличии объектов недвижимости на указанном земельном участке.
Письмом от 21.09.2015 N 50:55-1323 филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области сообщил регистрирующему органу о том, что сведения о нахождении на земельном участке с К N 50:55:0010292:71 каких-либо объектов недвижимости в ГКН отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; а также в случае если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Поскольку заявителем не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации, а из ответа на межведомственный запрос следует, что в ГКН отсутствуют сведения о наличии объектов недвижимости на земельном участке с К N 50:55:0010292:71, то решение об отказе в осуществлении государственной регистрации, оформленное сообщением от 16.10.2015 N 50/027/009/2015-9117 является законным.
При этом арбитражный апелляционный суд обращает внимание на то, что заявитель не лишен возможности повторно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с представлением необходимых для регистрации документов.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное выше, в удовлетворении заявления Комитету надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 14 апреля 2016 года по делу N А41-3236/16 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)