Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 10АП-15726/2017 ПО ДЕЛУ N А41-15524/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N А41-15524/17


Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Алибековой Д.Э.,
при участии в заседании:
- от Комитета лесного хозяйства МО - Захарова К.И. по доверенности N 27 Дов-356 от 22.12.2016;
- от ТУ ФАУГИ в МО - Пучков О.И. по доверенности N 105-Д от 21.02.2017;
- от АО "Славтранс-Сервис" - Дорошенко С.А. по доверенности от 27.05.2016;
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, АО "ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ", Администрации Наро-Фоминского муниципального района - не явились, извещены;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО на решение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2017 года по делу N А41-15524/17, принятое судьей Федуловой Л.В., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО к АО "Славтранс-Сервис", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, об истребовании, и по встречному иску АО "Славтранс-Сервис" к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО об обязании исключить, третьи лица: АО "ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ", Администрация Наро-Фоминского муниципального района,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к АО "Славтранс-Сервис" со следующими требованиями:
- 1. Истребовать из незаконного владения АО "Славтранс-Сервис" часть земельного участка площадью 0,4 га (4240,75 кв. м), входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 площадью 34 030 кв. м (3,4 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, здание ТО-1, ТО-2 имеющего указанный каталог координат поворотных точек;
- 2. Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 площадью 34 030 кв. м (3,4 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, здание ТО-1, ТО-2 и снять указанный участок с кадастрового учета путем внесения изменений в ЕГРН;
- 3. Признать недействительной и исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о регистрации права собственности ЗАО "Славтранс-Сервис" на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:94 площадью 34 030 кв. м (3,4 га), расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, здание ТО-1, ТО-2.
Определением Арбитражного суда Московской области от 28.03.2017 по настоящему делу принято к производству встречное исковое заявление Акционерного общества "Славтранс-Сервис" к Комитету лесного хозяйства Московской области, ТУ Росимущества в Московской области со следующими требованиями:
- 1.Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра путем исключения из РГИС сведения о наложении части земельного участка площадью 4240,75 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 общей площадью 34030 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, поселение Селятино, на земли государственного лесного фонда, имеющего указанный каталог координат;
- 2. Признать отсутствующим право Российской Федерации на часть земельного участка площадью 4240,75 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 общей площадью 34 030 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, поселение Селятино на земли государственного лесного фонда, имеющего указанный каталог координат;
- Определением Арбитражного суда Московской области от 28.03.2017 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра"; Управление Росреестра по Московской области; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: АО "ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ"; Администрация Наро-Фоминского муниципального района.
В судебном заседании, в суде первой инстанции представителем ТУ Росимущества в Московской области заявлено ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца. Ходатайство судом первой инстанции удовлетворено в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2017 года по делу N А41-15524/17 в удовлетворении требований по первоначальному иску отказано, встречное исковое заявление удовлетворено в части обязания Комитета лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра путем исключения из РГИС сведений о наложении части земельного участка площадью 4 240,75 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 общей площадью 34 030 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, имеющего указанный каталог координат поворотных точек. В удовлетворении остальной части встречного искового заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении первоначального иска, и в части удовлетворения встречного иска.
В судебном заседании представители Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО поддержали доводы апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части.
Представитель АО "Славтранс-Сервис" в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представители ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, АО "ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ", Администрации Наро-Фоминского муниципального района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, ч. 5 ст. 268 АПК РФ только в обжалуемой части, так как соответствующих возражений сторонами не заявлено.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между АО "ТРЕСТ ГИДРОМОНТАЖ" (Продавцом) и АО "Славтранс-Сервис" (Покупателем) заключен договор купли-продажи недвижимости, инженерных сетей и перевода прав и обязанностей аренды земельных участков б/н от 26.04.2016, по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя Имущество, указанное в п. 2.2. договора, а Покупатель обязуется их принять и оплатить в срок и способом, предусмотренным договором (т. 1, л.д. 44 - 53).
Согласно п. 2.2. договора Продавец обязуется передать в собственность Покупателя: земельный участок, кадастровый номер: 50:26:0200101:94, категория земель:- земли населенных пунктов, разрешенное использование: резервная производственно- коммунальная территория (для расширения производственной базы ОАО "Трест Гидромонтаж"), общая площадь 34 030 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, п. Селятино (п. 2.2.1. договора); железнодорожный путь N 1. кадастровый номер: 50:26:0200101:2385, составные- части сооружения: стрелочные переводы, количество - 2 шт., назначение: сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 278 м, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, р.п. Селятино, п. Селятино (п. 2.2.2. договора); инженерные сети, находящиеся на земельном участке, указанном в п. 2.2.1. - Договора в работоспособном состоянии и с техническими характеристиками согласно Приложению N 3 к договору (п. 2.2.3. договора).
11.05.2016 на основании вышеуказанного договор, АО "Славтранс-Сервис" зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:94 (т. 1, л.д. 54, 55).
Мособлкомлесом составлен акт осмотра территории б/н от 21.11.2016, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:94 накладывается на ГЛФ и является выделом 2,6 квартал 2 Расудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества.
При натурном осмотре с выездом квартал 2 выдел 2,6 обнаружено, что в кв. 2, выд. 2,6 ведется отсыпка грунтом, на момент проверки отсыпка грунтом произведена на площади 0,42 га. Данные работы производит АО "Славтранс- Сервис".
Для более точного определения границ и пространственного расположения участка необходимо сопоставление геоданных из кадастровой выписки и сведений, содержащихся в региональной государственной информационной системе Московской области (РГИС) (т. 1, л.д. 23 - 24).
Используя РГИС, Мособлкомлес установил факт наложения части земельного участка ответчика на земли государственного лесного фонда.
Согласно Схеме наложения земельного участка на земли лесного фонда земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:94, площадью 34030 кв. м (3,4 га), частично накладывается на земли государственного лесного фонда. Площадь наложения составляет 0,4 га (4240,75 кв. м) (т. 1. л.д. 28 - 29).
Мособлкомлес обратился к АО "Славтранс-Сервис" с претензией б/н от 09.01.2017, в которой предложил в 30-дневный срок со дня получения претензии в добровольном порядке прекратить незаконное пользование частей земельных участков с кадастровым номером 50:26:0200101:94 путем внесения изменений в ГКН и ЕГРП об исключении из земельного участка частей лесного и обеспечить их передачу Российской Федерации, поскольку при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94, общей площадью 34 030 кв. м (3,4 га) и границ земель лесного фонда установлено, что указанные земельные участки частично расположены на землях лесного фонда квартала 2 Рассудовского участкового лесничества на площади 0,4 га (4240,75 кв. м) (т. 1, л.д. 34 - 39).
В ответ на вышеуказанную претензию АО "Славтранс-Сервис" письмом сообщило Мособлкомлесу, что претензия в отношении наложения земель государственного лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами: 50:26:0200101:94 и 50:26:0200101:2375 являются необоснованными, а заявленные требования незаконными (т. 1, л.д. 40 - 41).
Мособлкомлес полагает, что указанный земельный участок с кадастровым номером 50:26:0200101:94 незаконно находится в собственности АО "Славтранс-Сервис", что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции исходил из вывода экспертов о том, что наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 на земли лесного фонда отсутствует.
Принимая оспариваемое решение в части отказа в удовлетворении первоначального иска, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционных жалоб, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в МО.
Согласно статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 70.1 и 92 Лесного кодекса.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству.
В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).
В соответствии с пунктами 4, 10 приказа Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516 "Об утверждении лесоустроительной инструкции" объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок и при проектировании лесничеств, лесопарков осуществляется установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
Границы лесничеств, как правило, совмещаются с границами муниципальных образований в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.
Лесные участки проектируются компактными по территории, состоящими из совокупности примыкающих друг к другу лесных кварталов или лесотаксационных выделов.
По результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются в том числе тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов - это схема лесничества.
По результатам проектирования лесных участков составляются тематические лесные карты проектируемых лесных участков (то есть, лесоустроительные планшеты), которые отражают следующие сведения: - местоположение и границы проектируемого лесного участка на территории лесничества или лесопарка; -участковые лесничества, номера лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов; -вид разрешенного использования участка.
Настоящее лесоустройство произведено в 2000 г. на всей площади Наро-Фоминского лесхоза (52766 га) по I разряду точности в соответствии с требованиями "Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России" 1994 г., "Основных положений организации и ведения лесного хозяйства Московской области" 1999 г. (далее "Основных положений..."), протоколов первого лесоустроительного и технического совещаний ФГУП "Московское государственное лесоустроительное предприятие" "Мослеспроект", утвержденных Федеральной службой лесного хозяйства России.
В процессе лесоустройства инвентаризация лесного фонда осуществлялась методом классов возраста, где первичной учетной единицей является таксационный выдел.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 70.1 и 92 ЛК РФ.
В силу положений ст. 67 - 70.1 ЛК РФ границы лесного участка устанавливаются в процессе лесоустройства, проводимого на землях лесного фонда и иных землях; местоположения, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Таким образом, по смыслу указанной нормы закона, земли лесного фонда, подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
Кроме того, в силу п. 2 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда. Следовательно, земельные участки из состава земель лесного фонда, как подлежащие использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства, могут быть предоставлены в собственность граждан, лишь в случае наличия в федеральном законе прямого указания на возможность такого предоставления.
В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда (планшет), выданный до 01 января 2012 года, признается юридически действительным.
Согласно части 1 статьи 14 названного Федерального закона, вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом РФ порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу РФ.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему на любом законном основании.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. П. 2 ст. 302 ГК РФ установлено, если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
По смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли (п. 39 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
В соответствии с положениями статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственной регистрации недвижимости состава сведений Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого реестра в сроки и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
При переносе сведений о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда допускается дополнять имеющиеся сведения Единого государственного реестра недвижимости о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда сведениями о местоположении границ таких участков (в виде списка координат характерных точек границ таких участков в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости), содержавшимися в государственном лесном реестре на дату переноса сведений.
Согласно статье 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2017 года допускается при переносе сведений о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости дополнять имеющиеся сведения государственного кадастра недвижимости о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда сведениями о местоположении границ таких участков (в виде списка координат характерных точек границ таких участков в системе координат установленной для ведения государственного кадастра недвижимости), содержавшимися в государственном лесном реестре на дату переноса сведений. Между тем лесной участок, расположенный в квартале 2 выделах 2, 6 Рассудовского участкового лесничества Наро-Фоминского лесничества, на земли которого, по мнению Мособлкомлеса, накладываются границы спорного земельного участка, на государственный кадастровый учет не поставлен.
Обосновывая свои доводы о том, что часть земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 расположена на землях лесного фонда, истцы ссылаются на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися о границе лесного участка в Региональной географической информационной системе Московской области, созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 года N 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление, в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложение при их наличии. Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана на основании постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 года.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 года, а сведения в нее в части описания границ лесного фонда статьи вноситься в 2013 - 2014 годах на основании данных предоставляемых Комитетом лесного хозяйства Московской области.
РГИС Московской области функционирует на территории Московской области в соответствии с Законом Московской области от 10.07.2009 года N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", согласно которому государственные информационные системы Московской области создаются в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами, организациями, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области (пункт 1 статьи 4 Закона).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной.
Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах. В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что спорный земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
При этом предоставленные в материалы дела истцом документы (Акт осмотра территории, выкопировка из планшета, Таксационное описание, Выписка из государственного лесного реестра) не дают возможности определить местонахождение границы лесного участка, так как не содержат в себе информации о координатах поворотных точек лесного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30.05.2017 по настоящему делу суд назначена землеустроительная судебная экспертиза.
Согласно заключению экспертов N 1630 от 27.06.2017 наложение (пересечение) границ земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 на земли лесного фонда отсутствует (т. 1, л.д. 56 - 77).
Удовлетворяя встречное исковое заявление в части обязания Комитета лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра путем исключения из РГИС сведений о наложении части земельного участка площадью 4 240,75 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
По смыслу норм статьи 209 ГК РФ право собственности на одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно двум разным лицам.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее по тексту ПП ВС/ВАС N 10/22), в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении Ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав.
При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у Истца.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества.
Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с подобным требованием может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти РФ, наделанный соответствующими полномочиями.
В связи с изложенным, суд первой инстанции обосновано удовлетворил встречное исковое заявление в части обязания Комитета лесного хозяйства Московской области исключить из государственного лесного реестра путем исключения из РГИС сведений о наложении части земельного участка площадью 4 240,75 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 50:26:0200101:94 общей площадью 34 030 кв. м.
Доводы заявителей апелляционных жалоб повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 01.09.2017 по делу N А41-15524/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СЕМУШКИНА

Судьи
С.В.БОРОВИКОВА
С.А.КОНОВАЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)