Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 09.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-3054/2017

Требование: О признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы указали, что им отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с его нахождением в зоне, в которой использование с видом разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" не предусмотрено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N 33а-3054/2017


Судья Кычкина Н.А.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Игнатьевой А.Р., Скакуна А.И.,
при секретаре Я.,
с участием административного истца П., представителя административного ответчика ОА г. Якутска В.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г., которым по делу по административному иску В.А., П., действующей в своих интересах и в интересах В., к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что с 1971 года пользуются по назначению земельным участком, расположенным по адресу: .........., на котором расположено жилое строение, принадлежащее им на праве собственности. Решением ДИЗО Окружной администрации города Якутска от 20 марта 2017 года П. отказано в утверждении схемы расположения указанного земельного участка в связи с его нахождением в зоне "ОД-3В", в которой использование с видом разрешенного использования "под индивидуальное жилищное строительство" не предусмотрено. Просили признать незаконным данный отказ и обязать ответчика устранить нарушение их прав, рассмотрев вопрос о предварительном согласовании предоставления указанного участка.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с указанным решением, истцы подали апелляционную жалобу, в которой просят отменить решение суда и вынести новое решение. Ссылаются на то, что Правила землепользования и застройки городского округа вступили в силу позже введения в эксплуатацию жилого дома, расположенного на спорном участке, что ответчик, злоупотребляя своими правами, неоднократно отказывает истцам в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, когда как его размер не превышает установленного максимального размера и его использование под индивидуальное жилищное строительство не несет опасности для жизни и здоровья человека, окружающей среде, объектам культурного наследия.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, В.А., В. (П.) и В. являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу.........., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными 13 марта 2015 г.
20 марта 2017 г. П. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен вышеуказанный жилом дома, на которое 25 апреля 2017 г. дан письменный отказ ввиду расположения запрашиваемого земельного участка в территориальной зоне "ОД-3В" (общественно-деловая зона для размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов торговли и предпринимательской деятельности), в которой использование участка с видом разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство" не предусмотрено (л.д. 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вид использования испрашиваемого участка (под жилой дом), заявленный истцами при обращении за утверждением схемы его расположения, не соответствует целевому назначению для зоны ОД-3В, что судебные акты, на которые ссылаются истцы, не относятся к предмету рассматриваемого спора, что спор по виду разрешенного использования земельного участка не может разрешаться в рамках административного дела об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судебная коллегия не согласна с указанными выводами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Так, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ и начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ. Таковым является, в том числе, невозможность утверждения схемы расположения земельного участка по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 1 пункта 8), в частности, в случаях несоответствия схемы утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории, расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления, отказывая в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, соответственно и в предварительном согласовании его предоставления, сослался на расположение участка в территориальной зоне, в которой использование под индивидуальное жилищное строительство не входит в перечень видов разрешенного использования.
Так, территориальная зона "ОД-3В" выделена в целях размещения специализированных общественно-деловых объектов, преимущественно объектов торговли и предпринимательской деятельности (ч. 9 ст. 43.2 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск", утвержденных нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА).
Действительно, в силу п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Вместе с тем, как было указано выше, истцы, являющиеся собственниками жилого дома, расположенного на испрашиваемом земельном участке, имеют исключительное право на его приобретение. Спорный участок не изъят из оборота, не ограничен в обороте, доказательств обратного не представлено.
В соответствии с со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельный участок и объектов капитального строительства.
Территориальная зона "ОД-3В" была установлена Правилами землепользования и застройки городского округа "Город Якутск", утвержденными решением Якутской городской Думы от 25.12.2013 N РЯГД-5-9, без учета фактического (существующего) землепользования, что противоречит закону, и в данном случае основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги служить не может, в противном случае истцы лишаются гарантированной законом возможности оформить права на земельный участок под объектом недвижимости.
С учетом прав истцов на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности жилой дом, судебными решениями от 01 декабря 2015 г. и от 15 марта 2017 г., вступившими в законную силу, были признаны недействительными договор аренды и распоряжение о предварительном согласовании предоставления ООО "********" под проектирование торгового комплекса земельного участка площадью.......... кв. м.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ с принятием нового решения о признании незаконным отказ Окружной Администрации города Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу........... В качестве способа восстановления нарушенного права (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявление П. об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. по делу по административному иску В.А., П., действующей в своих интересах и в интересах В., к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка отменить.
Принять новое решение, которым признать незаконным отказ Окружной Администрации г. Якутска от 25 апреля 2017 года в утверждении схемы расположения земельного участка площадью.......... кв. м, находящегося по адресу: ...........
Обязать Окружную администрацию города Якутска устранить допущенное нарушение путем рассмотрения заявления В.А., П., действующей в своих интересах и в интересах В., об утверждении схемы расположения земельного участка площадью.......... кв. м, находящегося по адресу: .........., и предварительном согласовании его предоставления в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Председательствующий
М.М.ОКОНЕШНИКОВА

Судьи
А.Р.ИГНАТЬЕВА
А.И.СКАКУН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)