Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-16142/2016

Требование: О признании недействительным договора аренды земельного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. по делу N А60-16142/2016


Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2017 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Курченко, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-16142/2016
по первоначальному иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области и ТУ Росимущества в Свердловской области
к Комитету по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское и индивидуальному предпринимателю Архипову Владимиру Анатольевичу
о признании договора аренды недействительным,
третье лицо: Хлюпин Дмитрий Дмитриевич,
и по встречному иску индивидуальному предпринимателю Архипова Владимира Анатольевича
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании отсутствующим права собственности,
при участии в судебном заседании
от истца по первоначальному иску (Департамента лесного хозяйства Свердловской области): Дружинина Е.А., представитель по доверенности от 31.10.2016 N 24-07-14/259.
от истца по первоначальному иску: представители ТУ Росимущества в Свердловской области не явились, извещены,
от ответчика по первоначальному иску (Архипова Владимира Анатольевича): Воробьев Е.С., представитель по доверенности от 29.03.2017.
от Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское: Боровиков А.Л., представитель по доверенности N 2 от 17.01.2017.
от третьего лица (Хлюпина Д.Д.): не явились, извещены,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Департамент лесного хозяйства Свердловской области и ТУ Росимущества в Свердловской области обратились в Арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746 от 14.09.2015 N 108. В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что предоставленный в аренду Главе КФХ Хлюпину Д.Д. земельный участок является лесным участком.
Ответчик по первоначальному иску - Глава КФХ Хлюпин Д.Д. заявил встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на лесной участок площадью 72245683 кв. м, расположенный в кварталах 1 - 29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества, исключив из его состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:01:000000:314.
Определением арбитражного суда от 25.05.2016 встречный иск принят судом.
Определением от 10.11.2016 (резолютивная часть объявлена 09.11.2016) по ходатайству сторон назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Городской Земельный Кадастр" (ИНН 6658292480, ОГРН 1076658041833, 620014, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана, 20, оф. 3, тел. 8 (343) 219-44-65, 371-83-56) Роговой Юлии Викторовне.
В связи с назначением судебной экспертизы производство по делу приостановлено.
21.12.2016 года через систему "Мой арбитр" от экспертной организации поступило ходатайство о запросе дополнительных документов.
Определением от 20.01.2017 срок проведения экспертизы и приостановления производства по делу продлен до 06.02.2017.
06.02.2017 в материалы дела поступило экспертное заключение, в связи с чем, арбитражный суд считал необходимым назначить судебное заседание для разрешения вопроса о возобновлении производства по делу.
В судебном заседании от 22.02.2017 ответчиком (представителями Хлюпина Д.Д.) заявлено ходатайство о вызове эксперта в судебное заседание для дачи пояснения.
В судебное заседание 13.03.2017 явился эксперт для дачи пояснения о проведенной экспертизе, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (приложение к протоколу).
С учетом мнения сторон и после изучения вопросов заданных эксперту интересующих представителей сторон, суд пришел к выводу о необходимости возобновления производства по делу, руководствуясь ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также в судебном заседании 13.03.2017 представители ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску заявили ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором просят произвести замену истца по встречному иску - с индивидуального предпринимателя Хлюпина Дмитрия Дмитриевича, на его правопреемника Архипова Владимира Анатольевича в связи с заключением договора переуступки права аренды земельного участка от 11.01.2017 на основании которого арендатор с согласия арендодателя обязуется передать новому арендатору права и обязанности предусмотренные договором аренды земельного участка N 108 от 14.09.2015, а новый арендатор обязуется принять на себя переданные ему права и обязанности на земельные участки площадью 72245683 кв. м, с кадастровым номером 66:01:0000000:746, категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: Свердловская область, Алапаевский район, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного использования. Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 10.03.2017.
Согласно ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенное, заявление о замене истца по встречному иску - с индивидуального предпринимателя Хлюпина Дмитрия Дмитриевича, на его правопреемника Архипова Владимира Анатольевича следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению (определение от 13.03.2017).
Кроме того, определением от 13.03.2017 суд привлек Архипова Владимира Анатольевича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по первоначальным требованиям (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании 29.03.2017 представитель Архипова Владимира Анатольевича ходатайствовал о предоставлении дополнительного времени для ознакомления с экспертным заключением. Ходатайство судом было рассмотрено и с учетом мнения участвующих в деле лиц, удовлетворено на основании ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, протокольным определением судебное заседание было отложено на 03.04.2017.
31.03.2017 через систему "Мой арбитр" от истца по первоначальному иску - Департамента лесного хозяйства Свердловской области поступило ходатайство о замене ответчика по первоначальному иску с Главы КФХ Хлюпина Д.Д. на индивидуального предпринимателя Архипова Владимира Анатольевича. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение от 03.04.2017).
В судебном заседании 03.04.2017 представитель ИП Архипова Владимира Анатольевича, пояснил, что на проведении повторной экспертизы не настаивает.
Кроме того, определением от 03.04.2017 суд привлек Хлюпина Дмитрия Дмитриевича к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по первоначальным требованиям (ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, 14.09.2015 между Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское (арендодатель) и Хлюпиным Дмитрием Дмитриевичем (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 108, согласно которому в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746 из состава земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, сроком с 14.09.2015 по 14.09.2064. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 05.10.2015.
Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок земель лесного фонда с кадастровым номером 66:01:0000000:314, что подтверждается свидетельством от 21.11.2008 N 66-66-08/005/2008-203.
В состав данного участка входят кварталы 1 - 29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Как указывает истец по первоначальному иску, при сопоставлении сведений государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости установлено, что земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746, арендуемый в настоящий момент Архиповым Владимиром Анатольевичем (предыдущий арендатор Хлюпин Дмитрий Дмитриевич), частично расположен на землях лесного фонда в кварталах 1 - 29 урочища ПСХК "Кировский" Кировского участкового лесничества Алапаевского лесничества.
Данный факт подтверждается выпиской из государственного лесного реестра, планом лесных насаждений М 1:25000, проектом организации и ведения лесного хозяйства, схемами наложений земельных участков ответчика на земли лесного фонда.
Таким образом, по мнению истца, предоставленный в аренду по договору от 14.09.2015 N 108 земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746 находится в федеральной собственности и является землями лесного фонда (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Распоряжение земельными участками осуществлено органом местного самоуправления в силу ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Земельный участок принадлежал СХПК "Кировский", что следует из свидетельства о праве от 27.02.1995 N 461276, общей площадью 8901 га (5997 га пашни, 2120 га сенокосов, 784 га пастбищ) в собственность и 124 га в аренду.
ПСХК "Кировский", созданный 21.01.2003 г. прекратил свою деятельность в связи с ликвидацией, соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 30.05.2011 г.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации МО Алапаевске N 212 от 28.11.2011 право постоянного пользования СХПК "Кировский" прекращено в связи с ликвидацией организации. Из основного земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:51 сформирован земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:746, который 22.08.2013 был поставлен на кадастровый учет.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области и ТУ Росимущества в Свердловской области просят признать договор аренды земельного участка от 14.09.2015 N 108 недействительным, а Архипов Владимир Анатольевич (как правопреемник Главы КФХ Хлюпина Д.Д.) оспаривает право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части наложения на земельный участок, переданный ему в аренду.
Изучив представленные документы, а также ранее действовавшие нормативные акты, суд не находит оснований для удовлетворения встречного иска и считает подлежащим удовлетворению требования Департамента лесного хозяйства Свердловской области.
Ранее действовавшим законодательством леса, как и другие природные богатства, были национализированы и стали достоянием народа (Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "О лесах" от 27 (14) мая 1918).
Леса в СССР состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются (Закон СССР от 17.06.1977 "Об утверждении Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" - далее Основы лесного законодательства).
Все леса в СССР образуют единый государственный лесной фонд, который состоит из:
1) лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников;
2) колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование (ст. 4 Основ лесного законодательства).
Пунктом 1 Положения о колхозных лесах, утв. постановлением Совмина СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
Таким образом, основным признаком колхозных лесов, отличавшим их от иных лесов, входивших в государственный лесной фонд, являлось их нахождение на землях, закрепленных на праве бессрочного пользования за колхозами.
При этом площадь колхозных лесов определялась при проведении внутрихозяйственного землеустройства колхозов и лесоустройства колхозных лесов.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в качестве правоподтверждающего документа на лесной участок представлено свидетельство от 21.11.2008, в котором в качестве основания возникновения права собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 указана ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Статьей 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу статьи 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
Согласно ответу Управления Росреестра по Свердловской области на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации представлен план участка, наличие которого свидетельствует об учете участка в государственном лесном реестре (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/13, Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2015 N 309-КГ15-14348 по делу N А50-20308/2014).
Лесной участок учтен в государственном лесном реестре, номер учетной записи 69-2008-09, к выписке N 74-вн от 23.12.2015 г. приложена карта-схема расположения и границы лесного участка.
О том, что лесной участок, является ранее учтенным, свидетельствуют также сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Определение местоположения, границ, площади и иных характеристик лесничеств и отдельных лесных участков, в соответствии с положениями ст. 118, 119 Лесного кодекса РСФСР (1978 г.) осуществлялось в результате действий по лесоустройству, по материалам которого составлялись и утверждались проекты, которые являлись основой для ведения лесного хозяйства и осуществления лесопользования и служили исходными данными для перспективного и текущего планирования.
Департаментом лесного хозяйства Свердловской области в материалы дела представлен перспективный план ведения лесного хозяйства Алапаевского межхозяйственного лесхоза ТОО предпринимательского объединения "Свердловскмежхозлес" 1995 - 1996 годов, в объяснительной записке (том 1) которого указано, что лесхоз организован в 1971 году на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.03.1968 г. N 144, решения Свердловского облисполкома от 15.09.1970 г. N 694.
Впервые лесоустройство проведено на территории колхозных лесов в 1965 г., в 1975 году лесоустроены леса совхозов и колхозов, входящих в состав лесхоза. Предыдущее лесоустройство проведено в 1985 году Свердловской экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия.
Лесоустройство, по материалам которого составлен план, проведено в 1995 году.
Лесхоз на момент лесоустройства разделен на 10 лесничеств, в том числе Кировское лесничество, в которое входит СХПК "Кировский".
В таблице 2.1.1 плана имеется информация о земельном балансе СХПК "Кировский": общая площадь 17732 га, в том числе пашен 6014 га, пастбищ - 784 га, сенокосов - 2244 га, кустарников - 1417 га, земель, не используемых в сельском хозяйстве - 234 га, лесных земель, покрытых лесом - 6840 га, лесных земель, не покрытых лесом - 199 га.
Согласно свидетельству о праве N 461276 от 27.02.1995 г. ПСХК "Кировский" представлены земли для сельскохозяйственного использования 8901 га (5997 га пашни, 2120 га сенокосов, 784 га пастбищ) в собственность и 124 га в аренду, 124 га сенокосов, 8690 га - в пользование.
Таким образом, учет земель, находящихся в пользовании СХПК "Кировский" соответствовал требованиям ранее действовавшего законодательства.
Имеющееся в материалах дела свидетельство о праве N 461276 от 27.02.1995 г. с учетом нижеприведенного содержания и анализа ранее действовавшего законодательства подтверждает, что право у СХПК "Кировский" возникло в результате реорганизации лесхоза, в состав которого и входил кооператив, что подтверждается проектом землеустройства (перераспределения земель) Алапаевского района Свердловской области УралНИИГипрозем.
Реорганизация совхоза осуществлялась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", в силу которого коллективы совхозов, использующие землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, обязаны были до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-долевой формам собственности.
Статьей 9 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было предусмотрено, что земельные участки могут передаваться гражданам на праве коллективно-долевой собственности с определением конкретной земельной доли каждого гражданина в количественном выражении. В коллективно-долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
Вопрос о получении земельных участков в коллективно-долевую собственность решается общим собранием работников (членов) коллектива, которое определяет долю каждого работника.
Право сособственников на земельную долю удостоверяется специальными документами, выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.
Согласно пунктам 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее - постановление Правительства РФ от 29.12.1991 N 86) для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. Районным и внутрихозяйственным комиссиям поручалось провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
В пунктах 8, 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение о реорганизации), закреплено, что в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
Пунктом 16 названного Положения о реорганизации установлено, что владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Правоподтверждающий документ (государственный акт) на земельный массив, находящийся в коллективно-долевой собственности, выдавался соответствующему сельскохозяйственному предприятию. Однако коллективно-долевая собственность на земельные участки предусматривалась только для граждан. Приватизация земель, используемых сельскохозяйственными предприятиями, предполагала передачу земли в собственность граждан, определение земельной доли каждого, после чего владелец доли вправе был распорядиться ею, в частности путем передачи в качестве вклада в товарищество.
Статьями 5, 8 Закона РСФСР от 23.11.1990 N 374-1 "О земельной реформе" регламентировано, что колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также гражданам для ведения коллективного садоводства и огородничества земельные участки могли передаваться в коллективную (совместную или долевую) собственность. При проведении земельной реформы передача земли в частную собственность гражданам производилась Советами народных депутатов за плату и бесплатно, поэтому до издания соответствующего распорядительного акта местным органом власти у граждан не могло возникнуть право на землю.
В соответствии с пунктами 9, 10 постановления Правительства РФ от 29.12.1991 N 86 все члены колхозов и работники совхозов, получившие при их реорганизации земельные и имущественные паи в общей долевой собственности, обязаны подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая: получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий; передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество; передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив; продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Пунктом 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" в редакции, действовавшей до 25.01.1999, установлено, что каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдавалось свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной данным Указом, с определением площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Действовавшее в спорный период законодательство не допускало возможности приватизации земли государственных сельскохозяйственных предприятий путем передачи ее непосредственно в собственность создаваемого юридического лица без наделения земельными долями бывших работников.
Из свидетельства о праве N 461276 от 27.02.1995 г. с учетом информации из ЕГРЮЛ о том, что участниками ПСХК "Кировский" являются физические лица, проекта землеустройства, следует, что приватизация состоялась в отношении земельного участка площадью 8901 га.
В отношении предоставленного в пользование участка площадью 8814 га приватизация не состоялась, поскольку разграничена и оставлена в государственной собственности комитетом по земельной реформе, что прямо следует из экспликации земель (письмо Управления Росреестра по Свердловской области от 27.07.2016 г. N 008-54/2016/146).
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что зарегистрированный за Российской Федерацией лесной участок действительно является лесным участком и предоставление его в пользование кооперативу Советом народных депутатов не может нарушить право собственности Российской Федерации, т.к. до предоставления его кооперативу комитетом по земельной реформе было признано, что участок находится в государственной собственности, а из земельно-учетных документов следует, что участок площадью 6460 га занимают прочие угодья (преимущественно леса).
Принятым после выдачи свидетельства N 461276 от 27.02.1995 г. Лесным кодексом Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ подтверждено, что леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, входят в границы лесного фонда и предоставляются сельскохозяйственным организациям на праве безвозмездного пользования (статьи 36 и 130 Лесного кодекса Российской Федерации).
Наличие на землях лесного фонда лесных насаждений не является квалифицирующим признаком, поскольку в состав лесного фонда входят земли как занятые лесами, так и не занятые ими.
Нахождение в пользовании кооператива лесного участка не изменило принадлежность лесного участка к землям, находящимся в федеральной собственности.
При указанных обстоятельствах встречный иск о признании права отсутствующим удовлетворению не подлежит.
Поскольку правом предоставления земель лесного фонда Российской Федерации на территории Свердловской области осуществляет Департамент лесного хозяйства Свердловской области в соответствии с Положением, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2010 N 1905-пп, следовательно, распоряжение Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования Алапаевское спорным лесным участком осуществлено с превышением полномочий, предоставленных ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При предоставлении лесного участка органом местного самоуправления нарушены также положения лесного законодательства о порядке предоставления лесных участков (ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Указанные нарушения не позволяют сохранить в действии договор аренды земельного участка от 14.09.2015 N 108, заключенный в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. п. 1 и 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации признание судом части сделки недействительной не должно привести к тому, что сторонам будет навязан договор, который они не намеревались заключать.
Для определения точек пересечения земель лесного фонда с земельным участками, переданными в аренду, судом назначалась судебная экспертиза. Заключение кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Городской Земельный Кадастр" принимается в качестве надлежащего доказательства, позволяющего внести соответствующие изменения в ГКН. Указанное заключение является неотъемлемой частью настоящего решения.
Принимая во внимание заключение ООО "Городской Земельный Кадастр", мнение сторон, суд находит единственным последствием, которое необходимо применить в целях исключения неопределенности - исключить сведения из ГКН о спорном земельном участке.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика по первоначальному иску в доход федерального бюджета (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Первоначальные исковые требования Департамента лесного хозяйства Свердловской области удовлетворить.
2. Признать недействительным договор аренды от 14.09.2015 N 108 земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746, заключенный между Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального образования Алапаевское и Хлюпиным Дмитрием Дмитриевичем, зарегистрированный в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 05.10.2015 N 66-66/008-66/008/662/2015-2943/1.
3. Применить последствий недействительности договора аренды от 14.09.2015 N 108 в виде снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:746.
4. В удовлетворении встречных исковых требований отказать.
5. Взыскать с индивидуального предпринимателя Архипова Владимира Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
К.Н.СМАГИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)