Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 08АП-8860/2016 ПО ДЕЛУ N А46-850/2016

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. N 08АП-8860/2016

Дело N А46-850/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8860/2016) Администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 по делу N А46-850/2016 (судья Яркова С.В.)
по заявлению Администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025179, ОГРН 1055553038056)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
о признании незаконным решения от 03.11.2015 N 55/15-49235, об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель Гальцев В.В. по доверенности от 18.12.2015 сроком действия до 31.12.2016;
- от заинтересованного лица: представитель Соболев К.Ю. по доверенности N 2015-06 от 07.10.2015 сроком действия 1 год.
установил:

Администрация Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Омской области (далее - ФГБУ ФКП Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, Кадастровая палата, орган кадастрового учета) о признании незаконным решения филиала от 03.11.2015 N 55/15-49235 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, местоположение которого определено в 3 930 метров по направлению на юго-восток относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д. Классино, ул. Центральная, д. 74.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать ФКП Росреестра по Омской области осуществить кадастровый учет земельного участка, местоположение которого определено в 3 930 м по направлению на юго-восток относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д. Классино, ул. Центральная, д. 74.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.06.2016 по делу N А46-850/2016 в удовлетворении требований заявителя отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что отказ кадастрового органа соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку межевой план земельного участка составлен без учета сведений Государственного фонда данных, согласно которым часть участка располагается за землях сельскохозяйственного назначения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов; в соответствии с публичными картами и фотосъемкой местности на территории участка находятся ритуальные захоронения; согласно распоряжения заявителя категория земель спорного земельного участка определена как ритуальная деятельность; заочным решением Омского районного суда от 01.03.2012 на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.09.2012 сформировать земельный участок, занятый сельским кладбищем.
Оспаривая доводы подателя апелляционной жалобы, Кадастровая палата представила отзыв, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает, что при подготовке межевого плана должны быть использованы, в том числе, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения и другие документы, содержащие сведения об объекте недвижимости; согласно сведения Государственного фонда данных, образуемый земельный участок частично находится на землях сельскохозяйственного назначения.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, а заинтересованное лицо - доводы отзыва на нее.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
19.10.2015 распоряжением N 29 Администрации Покровского сельского поселения была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 55:20:180602, местоположение которого определено примерно в 3930 метрах по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омска область, Омский район, д. Классино, ул. Центральная, д. 74. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Общая площадь земельного участка 14 106 кв. м, вид разрешенного использования: ритуальная деятельность (размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения).
На основании данного распоряжения был составлен межевой план земельного участка, определены его точки на местности.
Согласно заключению кадастрового инженера, объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Каких-либо иных пояснений заключение не содержит.
22.10.2015 Администрация обратилась в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости обратилась с приложенным межевым планом от 22.10.2015.
03.11.2015 на основании рассмотрения представленных документов специалистами органа кадастрового учета было установлено, что согласно пункту 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" имеются основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, местоположение которого определено в 3930 м по направлению на юго-восток относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, Омский район, д. Классино, ул. Центральная, д. 74, в связи с тем, что представленные для кадастрового учета документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Представленный межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со сведениями государственного фонда данных, образуемый земельный участок частично определяется на землях сельскохозяйственного назначения.
На основании изложенного заинтересованным лицом принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета образуемого земельного участка.
Для устранения указанных причин приостановления рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана в соответствии с замечаниями.
Полагая, что оспариваемое решение является отказом в государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества и нарушает права и законные интересы публичного образования, последовало обращение в Арбитражный суд Омской области с настоящими требованиями.
14.06.2016 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заявителем в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
Согласно статье 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (статья 23 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Согласно статье 20, 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" обязательным приложением к заявлению, представляемому в орган кадастрового учета при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка является межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Межевой план в силу статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Форма межевого плана и требования к его подготовке, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (часть 12 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 утверждена форма межевого плана и требования к его подготовке, примерной форме извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (далее - Требования).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 20 Требований при подготовке межевого плана используются утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
Также пункт 2 Раздела 1 Требований гласит, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.
Таким образом, межевой план, в силу названных норм права, должен быть составлен с учетом кадастрового плана соответствующей территории и в нем должны быть воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке. При этом, при подготовки межевого плана используются, в том числе, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 24 Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Порядок предоставления информации из государственного фонда данных прописан в Приказе Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 N 376 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги "Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства".
Следовательно, кадастровый инженер в ходе осуществления кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должен собрать максимально полную информацию об исходном земельном участке. Источником таких сведений могут быть, в том числе, карты из государственного фонда данных.
Как следует из материалов дела, межевой план подготовлен в связи с образованием земельного участка из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с картографическим материалом из Государственного фонда данных, представленного в суд первой инстанции, образуемый земельный участок частично располагается на землях сельскохозяйственного назначения (пашни).
При этом, вопреки утверждению заявителя, не имеет правового значения то, что кадастр содержит сведения не о конкретных сформированных земельных участках под сельскохозяйственное производство, а лишь о целевом назначении несформированного массива земель.
Как правильно указал суд первой инстанции, деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является в соответствии со статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
То есть при формировании земельного участка не допускается произвольное изменение категории земель.
Заявитель утверждает, что он формировал земельный участок под фактически существующее кладбище, что исключает использование данных земель как земель сельскохозяйственного назначения.
Однако, согласно представленной самим же заявителем фотосъемки и данных из активных карт, представленных кадастровым органом, следует, что захоронения занимают лишь незначительную часть сформированного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера, объекты капитального строительства на земельном участке отсутствуют. Каких-либо иных пояснений о фактическом расположении кладбища в границах формируемого земельного участка, заключение не содержит.
Воспринимая доводы Администрации о необходимости формирования земельного участка с расчетом последующего расширения действующих захоронений, суд апелляционной инстанции отмечает, что действующее законодательство не исключает возможность изменения категории земель, что должно осуществляться в установленном порядке.
Заявителем же представлен межевой план, составленный без учета отнесения земель к иной категории и без доказательств принятия мер к изменению данной категории в установленном законом порядке.
При этом, ссылка заявителя на то, что категория земель определена им самостоятельно в распоряжении от 19.10.2015 N 29 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" не соответствует требованиям действующих норм права.
Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.
Подобное решение принимается в порядке названного закона. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом, статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение.
Какой-либо информации о переводе части формируемого за счет земель сельскохозяйственного назначения земельного участка в кадастровый орган не поступало.
Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание и ссылка заявителя на пункт 5 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Во-первых, материалы дела не содержат доказательств того, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта. Во-вторых, сама Администрация определяет категорию данных земель не как "земли населенного пункта", а как "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения".
Наконец, если допустить, что земельный участок находится за границами населенного пункта, то он относится к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Однако, как было выше сказано, из фотосъемки участка и сведений из государственного фонда данных следует, что фактическое использование "под кладбище" можно установить лишь для части земельного участка, ориентировочно составляющей менее половины всего испрашиваемого участка. Заключение кадастрового инженера иных сведений не содержит.
Не принимается во внимание и ссылка на заочное решение Омского районного суда от 01.03.2012, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 01.09.2012 сформировать земельный участок, занятый сельским кладбищем, поскольку оно не содержит установленных обстоятельств ни в части площади, ни в части границ земельного участка.
В силу пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, орган кадастрового учета установил факт образования земельного участка из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения при условии, что часть его располагается на землях сельскохозяйственного назначения.
Суд первой инстанции верно определил, что указанное свидетельствует о том, что представленный межевой план образуемого земельного участка по содержанию не соответствует положениям Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", в связи с чем решение основано на нормах действующего законодательства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы кадастрового органа не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате подателем апелляционной жалобы, но от уплаты которой он, в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобожден, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:

Апелляционную жалобу Администрации Покровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.06.2016 по делу N А46-850/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)