Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что отказ в предоставлении сведений о стоимости участка (не вошедшего в перечень объектов оценки) нарушает его права (как исполнителя полномочий собственника), а также права лица, претендующего на предоставление участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А50-21070/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
- кадастровой палаты - Суворова Л.А. (доверенность от 09.01.2017 N 107);
- управления Росреестра - Овчинникова С.В. (доверенность от 17.01.2017 N 171), Таранова И.А. (доверенность от 10.03.2017 3 155);
- Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) - Дерюшева О.А. (доверенность от 09.01.2017 N 14).
Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления Росреестра, кадастровой палаты, выразившегося в неустановлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:4 в Свердловском районе г. Перми.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, Зайцев Дмитрий Юрьевич.
Решением от 22.11.2016 (судья Вшивкова О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (судьи Полякова М.А., Зеленина Т.Л., Макаров Т.В.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что у управления Росреестра отсутствовали полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, при этом определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков не в соответствии с Методическими указаниями, а именно в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, влечет нарушение норм законодательства. По мнению управления Росреестра, определение кадастровой стоимости в указанном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Таким образом, бездействие с его стороны отсутствует.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что Методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии, в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости; установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка возможно в рамках Закона об оценочной деятельности. Как указывает кадастровая палата, в ее компетенцию не входит организация государственной кадастровой оценки.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом, решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015 отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду Зайцеву Д.Ю. признан незаконным, на Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление Зайцева Д.Ю.
Распоряжением начальника Департамента от 19.09.2015 N 2134 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 550 кв. м.
Департаментом вынесено распоряжение от 01.10.2015 N 2378 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В государственный кадастр недвижимости 10.02.2016 внесены сведения о земельном участке площадью 550 кв. м с кадастровым номером 59:01:5010048:4, номер кадастрового квартала 59:01:5010048 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, кадастровая стоимость не указана.
Департамент обратился в Управление Росреестра с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Управлением Росреестра письмом от 30.03.2016 N 1998-14 отказано в предоставлении кадастровой стоимости земельного участка по причине отсутствия установленных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу, поскольку земельный участок не вошел в государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п. В качестве второго основания для отказа в проведении кадастровой оценки заинтересованное лицо указало на положения ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности" (далее - Закон N 135-ФЗ) о сроках принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Полагая отказ незаконным, нарушающим права Департамента, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, а также заинтересованного лица Зайцева Д.Ю., который имеет право на получение земельного участка в аренду на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу не установлены. С учетом ст. 3, 24.11, 24.12, 24.19 Закона N 135-ФЗ у кадастровой палаты отсутствует обязанность установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, наличие такой обязанности у Управления Росреестра суд также не установил.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным (ред. от 03.07.2016) кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом определяется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2 Методических указаний).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
Как установлено судом апелляционной инстанции, спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01 января 2013 года. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.
Как верно отмечено апелляционным судом, отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.12 Закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) действие ст. 24.12 - 24.17 Закона 135-ФЗ приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.
Вместе с тем наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в аренду Зайцеву Д.Ю. и исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2 Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 таким органом является Росреестр.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Абзацем 2 п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядок прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицам надлежало определить его кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанных действий заинтересованными лицами не произведено, вывод суда апелляционного инстанции о незаконности такого бездействия и нарушении прав заявителя является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и удовлетворил заявление Департамента о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, и возложил на кадастровую палату обязанность определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:4 в Свердловском районе г. Перми.
Довод кадастровой палаты об отсутствии у нее полномочий по организации государственной кадастровой оценки отклоняется, как противоречащий вышеуказанным Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказу Росреестра от 12.05.2015 N П/210.
Иные доводы заявителей отклоняются, поскольку не опровергают вывод суда о том, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в аренду Зайцеву Д.Ю. и исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015, при этом отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А50-21070/2016 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2017 N Ф09-1934/17 ПО ДЕЛУ N А50-21070/2016
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неустановлении кадастровой стоимости земельного участка.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что отказ в предоставлении сведений о стоимости участка (не вошедшего в перечень объектов оценки) нарушает его права (как исполнителя полномочий собственника), а также права лица, претендующего на предоставление участка в аренду.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. N Ф09-1934/17
Дело N А50-21070/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Беляевой Н.Г., Семеновой З.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Охотниковой И.Р., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А50-21070/2016 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
- кадастровой палаты - Суворова Л.А. (доверенность от 09.01.2017 N 107);
- управления Росреестра - Овчинникова С.В. (доверенность от 17.01.2017 N 171), Таранова И.А. (доверенность от 10.03.2017 3 155);
- Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) - Дерюшева О.А. (доверенность от 09.01.2017 N 14).
Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления Росреестра, кадастровой палаты, выразившегося в неустановлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:4 в Свердловском районе г. Перми.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, Зайцев Дмитрий Юрьевич.
Решением от 22.11.2016 (судья Вшивкова О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 (судьи Полякова М.А., Зеленина Т.Л., Макаров Т.В.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что у управления Росреестра отсутствовали полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, при этом определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков не в соответствии с Методическими указаниями, а именно в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, влечет нарушение норм законодательства. По мнению управления Росреестра, определение кадастровой стоимости в указанном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки. Таким образом, бездействие с его стороны отсутствует.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Заявитель отмечает, что Методическими указаниями не предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости по аналогии, в случае отсутствия удельных показателей кадастровой стоимости; установление в качестве кадастровой стоимости земельного участка возможно в рамках Закона об оценочной деятельности. Как указывает кадастровая палата, в ее компетенцию не входит организация государственной кадастровой оценки.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судом, решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015 отказ Департамента в предоставлении земельного участка в аренду Зайцеву Д.Ю. признан незаконным, на Департамент возложена обязанность рассмотреть заявление Зайцева Д.Ю.
Распоряжением начальника Департамента от 19.09.2015 N 2134 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 550 кв. м.
Департаментом вынесено распоряжение от 01.10.2015 N 2378 о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В государственный кадастр недвижимости 10.02.2016 внесены сведения о земельном участке площадью 550 кв. м с кадастровым номером 59:01:5010048:4, номер кадастрового квартала 59:01:5010048 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, кадастровая стоимость не указана.
Департамент обратился в Управление Росреестра с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Управлением Росреестра письмом от 30.03.2016 N 1998-14 отказано в предоставлении кадастровой стоимости земельного участка по причине отсутствия установленных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу, поскольку земельный участок не вошел в государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов, результаты которой утверждены постановлением Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п. В качестве второго основания для отказа в проведении кадастровой оценки заинтересованное лицо указало на положения ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности" (далее - Закон N 135-ФЗ) о сроках принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки, не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Полагая отказ незаконным, нарушающим права Департамента, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, а также заинтересованного лица Зайцева Д.Ю., который имеет право на получение земельного участка в аренду на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015, Департамент обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земли по указанному кадастровому кварталу не установлены. С учетом ст. 3, 24.11, 24.12, 24.19 Закона N 135-ФЗ у кадастровой палаты отсутствует обязанность установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, наличие такой обязанности у Управления Росреестра суд также не установил.
Отменяя решение суда и удовлетворяя требования апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным (ред. от 03.07.2016) кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 05.07.2016) для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее - исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом определяется Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно п. 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил).
Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
Методические указания применяются для определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях образования нового земельного участка; изменения площади земельного участка; изменения вида разрешенного использования земельного участка; перевода земельного участка из одной категории в другую или отнесения земельного участка к определенной категории земель; включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке (п. 1.2 Методических указаний).
В случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний).
Согласно п. 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно п. 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков.
В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель (п. 2.5. Методических указаний).
Как установлено судом апелляционной инстанции, спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки, сформированный по состоянию на 01 января 2013 года. Значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, не установлено.
Как верно отмечено апелляционным судом, отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ст. 24.12 Закона N 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости.
Статьей 18 Федерального закона от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) действие ст. 24.12 - 24.17 Закона 135-ФЗ приостановлено с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, проведение государственной кадастровой оценки спорного земельного участка по решению Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края невозможно в силу объективных причин.
Вместе с тем наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в аренду Зайцеву Д.Ю. и исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015.
Кадастровая стоимость земельных участков в случаях, перечисленных в п. 1.2 Методических указаний, определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, либо на основании решения данного органа - подведомственными ему государственными бюджетными учреждениями.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 таким органом является Росреестр.
Приказом Росреестра от 12.05.2015 N П/210 кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Абзацем 2 п. 2.1.3 Методических указаний предусмотрен порядок определения кадастровой стоимости в случае перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории, в этом случае его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, то для определения кадастровой стоимости земельного участка используется минимальное значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для граничащих кадастровых кварталов.
Исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о невозможности определения кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с порядок прописанным в абз. 1 п. 2.1.3 Методических указаний, заинтересованным лицам надлежало определить его кадастровую стоимость в порядке, предусмотренном для случаев перевода земельного участка в состав земель населенных пунктов из состава иной категории по аналогии (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку указанных действий заинтересованными лицами не произведено, вывод суда апелляционного инстанции о незаконности такого бездействия и нарушении прав заявителя является обоснованным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда и удовлетворил заявление Департамента о признании незаконным бездействия заинтересованных лиц, и возложил на кадастровую палату обязанность определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:5010048:4 в Свердловском районе г. Перми.
Довод кадастровой палаты об отсутствии у нее полномочий по организации государственной кадастровой оценки отклоняется, как противоречащий вышеуказанным Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Приказу Росреестра от 12.05.2015 N П/210.
Иные доводы заявителей отклоняются, поскольку не опровергают вывод суда о том, что наличие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости представляется необходимым для целей вовлечения земельного участка в хозяйственный оборот, отсутствие указанных сведений препятствует Департаменту осуществить действия по распоряжению земельным участком путем представления его в аренду Зайцеву Д.Ю. и исполнения решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.06.2015 по делу N 2-1849/2015, при этом отсутствие удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта не должно было являться препятствием для определения кадастровой стоимости земельного участка, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить в силе, кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2017 по делу N А50-21070/2016 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
З.Г.СЕМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Судьи
Н.Г.БЕЛЯЕВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)