Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку решение о выдаче ему разрешения на создание проекта землеустройства является действующим и никем не отменено, срок его действия установлен не был, а проект землеустройства не был утвержден в определенный срок по независящим от него причинам, в связи с действием моратория на предоставление земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кононова Ю.С.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А.-В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению В. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п о рассмотрении его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, возложить обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по его заявлению о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав, а Администрацию города Ялты Республики Крым, - принять соответствующее решение с учетом установленных судом обстоятельств, мотивируя тем, что решением 57-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 27.05.2010 г. N 16 ему было дано разрешение на составление проекта отвода данного земельного участка ориентировочной площадью 0,0335 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> Пунктом 3.1 указанного решения был установлен срок предоставления проекта отвода в поселковый совет - один год со дня принятия настоящего решения, то есть до 27.05.2011 года. Решением 06-й сессии 06-го созыва Форосского поселкового совета от 04.02.2011 г. N 07 было отменено решение N 22 от 28.11.2002 года в части ограничения сроков на сбор и подготовку документов землеотвода земельных участков гражданам и юридическим лицам по Форосскому поселковому совету. Далее он обратился в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в порядке завершения оформления прав, приложив все необходимые документы, однако постановлением Администрации города Ялты от 17 января 2017 года N 97-п в удовлетворении его заявления было отказано в связи с окончанием срока действия решения. Считает указанное постановление незаконным, поскольку решение о даче ему разрешения на составление проекта землеустройства является действующим и никем не отменено, срок его действия установлен не был, а проект землеустройства не был утвержден в срок до 21 марта 2014 года по независящим от него причинам, в связи с действием моратория на предоставление земельных участков.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года административный иск В. удовлетворен. Признано незаконным постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п о рассмотрении его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав. Возложена обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по заявлению В. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 335 кв. метров, расположенного в <адрес> Возложена обязанность на Администрацию города Ялта - принять соответствующее решение в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда, с учетом установленных судом обстоятельств. Возложена обязанность на Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также В. об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В. отказать, мотивируя тем, что срок действия решения истек, оно является недействующим, в связи с чем истцу правомерно отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
В судебное заседание В., представитель Администрации города Ялты Республики Крым, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя требования В., суд на основании анализа федерального и регионального законодательства пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, противоречащим законодательству, и, следовательно, нарушающее права и охраняемые законом интересы административного истца.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Часть 5 указанной статьи указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункта 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела, что решением 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16 В. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка N 6 ориентировочной площадью 0,0335 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> срок действия решения согласно пункта 3.1 составлял один год.
Решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета N 07 от 04.02.2011 года был признан утратившим силу пункт 3.1 решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, определяющий срок его действия.
11 октября 2016 года В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 335 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>" с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 17 января 2017 года N 97-п В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 335 кв. м, в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с окончанием срока действия решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27.05.2010 N 16 (ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
В силу пункта 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, в редакции от 14 октября 2008 года, срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований относительно его отвода составлял один год и мог быть продлен единоразово на такой же срок.
Редакция Земельного Кодекса Украины указанной статьи была изменена на основании Закона Украины N 1702-VI от 05 ноября 2009 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю" и изложена в редакции от 10 декабря 2009 года. Согласно указанных изменений, положения статьи 151 Земельного кодекса Украины о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований его отвода, были исключены.
Решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета N 07 от 04.02.2011 года был признан утратившим силу пункт 3.1 решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, определяющий срок его действия.
Учитывая что, полномочия предоставленные органам местного самоуправления земельным законодательством Администрацией города Ялты реализованы не были, решение от 27 мая 2010 года N 16 в предусмотренном законом порядке не отменено, незаконным полностью или в части признано не было, суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу о том, что срок действия решения не истек, в связи с чем постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п об отказе В. в предоставлении земельного участка площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав противоречит действующему законодательству и нарушает права истца.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при полном и объективном исследовании представленных доказательств, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года по административному исковому заявлению В. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 08.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-6246/2017
Требование: О признании незаконным постановления о рассмотрении заявления о предоставлении в собственность земельного участка, обязании совершить определенные действия.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку решение о выдаче ему разрешения на создание проекта землеустройства является действующим и никем не отменено, срок его действия установлен не был, а проект землеустройства не был утвержден в определенный срок по независящим от него причинам, в связи с действием моратория на предоставление земельных участков.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 августа 2017 г. по делу N 33а-6246/2017
Судья: Кононова Ю.С.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Юсуповой Л.А.-В.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению В. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
В. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, в котором просил признать незаконным постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п о рассмотрении его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, возложить обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по его заявлению о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке завершения оформления прав, а Администрацию города Ялты Республики Крым, - принять соответствующее решение с учетом установленных судом обстоятельств, мотивируя тем, что решением 57-й сессии 5-го созыва Форосского поселкового совета от 27.05.2010 г. N 16 ему было дано разрешение на составление проекта отвода данного земельного участка ориентировочной площадью 0,0335 га в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> Пунктом 3.1 указанного решения был установлен срок предоставления проекта отвода в поселковый совет - один год со дня принятия настоящего решения, то есть до 27.05.2011 года. Решением 06-й сессии 06-го созыва Форосского поселкового совета от 04.02.2011 г. N 07 было отменено решение N 22 от 28.11.2002 года в части ограничения сроков на сбор и подготовку документов землеотвода земельных участков гражданам и юридическим лицам по Форосскому поселковому совету. Далее он обратился в Администрацию города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему данного земельного участка в порядке завершения оформления прав, приложив все необходимые документы, однако постановлением Администрации города Ялты от 17 января 2017 года N 97-п в удовлетворении его заявления было отказано в связи с окончанием срока действия решения. Считает указанное постановление незаконным, поскольку решение о даче ему разрешения на составление проекта землеустройства является действующим и никем не отменено, срок его действия установлен не был, а проект землеустройства не был утвержден в срок до 21 марта 2014 года по независящим от него причинам, в связи с действием моратория на предоставление земельных участков.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года административный иск В. удовлетворен. Признано незаконным постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п о рассмотрении его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав. Возложена обязанность на Департамент имущественных и земельных отношений обеспечить принятие решения по заявлению В. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 335 кв. метров, расположенного в <адрес> Возложена обязанность на Администрацию города Ялта - принять соответствующее решение в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда, с учетом установленных судом обстоятельств. Возложена обязанность на Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также В. об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с указанным решением Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований В. отказать, мотивируя тем, что срок действия решения истек, оно является недействующим, в связи с чем истцу правомерно отказано в предоставлении в собственность земельного участка.
В судебное заседание В., представитель Администрации города Ялты Республики Крым, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Удовлетворяя требования В., суд на основании анализа федерального и регионального законодательства пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, противоречащим законодательству, и, следовательно, нарушающее права и охраняемые законом интересы административного истца.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-ЗРК от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Часть 5 указанной статьи указывает на то, что Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Согласно пункта 5 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым N 313 возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Как усматривается из материалов дела, что решением 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16 В. было дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка N 6 ориентировочной площадью 0,0335 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> срок действия решения согласно пункта 3.1 составлял один год.
Решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета N 07 от 04.02.2011 года был признан утратившим силу пункт 3.1 решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, определяющий срок его действия.
11 октября 2016 года В. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 335 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>" с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 17 января 2017 года N 97-п В. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 335 кв. м, в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, из категории земель - "Земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "Для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с окончанием срока действия решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27.05.2010 N 16 (ч. 1 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым").
В силу пункта 11 статьи 151 Земельного кодекса Украины, в редакции от 14 октября 2008 года, срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований относительно его отвода составлял один год и мог быть продлен единоразово на такой же срок.
Редакция Земельного Кодекса Украины указанной статьи была изменена на основании Закона Украины N 1702-VI от 05 ноября 2009 года "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения права собственности на землю" и изложена в редакции от 10 декабря 2009 года. Согласно указанных изменений, положения статьи 151 Земельного кодекса Украины о сроке действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка и требований его отвода, были исключены.
Решением 6-й сессии 6-го созыва Форосского поселкового совета N 07 от 04.02.2011 года был признан утратившим силу пункт 3.1 решения 57-й сессии 05-го созыва Форосского поселкового совета от 27 мая 2010 года N 16, определяющий срок его действия.
Учитывая что, полномочия предоставленные органам местного самоуправления земельным законодательством Администрацией города Ялты реализованы не были, решение от 27 мая 2010 года N 16 в предусмотренном законом порядке не отменено, незаконным полностью или в части признано не было, суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу о том, что срок действия решения не истек, в связи с чем постановление администрации города Ялта от 17.01.2017 года N 97-п об отказе В. в предоставлении земельного участка площадью 335 кв. м, в собственность по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав противоречит действующему законодательству и нарушает права истца.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права при полном и объективном исследовании представленных доказательств, фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 30 марта 2017 года по административному исковому заявлению В. к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании незаконным и отмене постановления, обязании совершить определенные действия - оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судьи
Н.А.ТЕРЕНТЬЕВА
Л.А.-В.ЮСУПОВА
С.А.ВОРОБЬЕВА
Судьи
Н.А.ТЕРЕНТЬЕВА
Л.А.-В.ЮСУПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)