Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2017 N Ф06-20290/2017 ПО ДЕЛУ N А12-39842/2016

Требование: О расторжении договора аренды земельного участка.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Арендатор ссылался на то, что возможность использовать земельный участок по целевому назначению отсутствует.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 г. N Ф06-20290/2017

Дело N А12-39842/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
индивидуального предпринимателя Короткова Александра Сергеевича - Вологина М.В., доверенность от 29.03.2017,
Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда - Дроздова А.Ю., доверенность от 27.03.2017,
в отсутствие:
Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Короткова Александра Сергеевича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2016 (судья Зотова Н.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А.)
по делу N А12-39842/2016
по иску индивидуального предпринимателя Короткова Александра Сергеевича (ИНН 344100711390, ОГРН 304345910600152) к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ИНН 3444054540, ОГРН 1053444031299) о расторжении договора аренды земельного участка от 27.02.2013 N 294-В, третье лицо: Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда,

установил:

индивидуальный предприниматель Коротков Александр Сергеевич (далее - ИП Коротков А.С., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество, ответчик) о расторжении договора аренды земельного участка от 27.02.2013 N 294-В.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, предприниматель просит решение суда первой и постановление апелляционной инстанций отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Выражая несогласие с названными судебными актами, предприниматель указывает на неприменение судами положений статей 451, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и наличие оснований для расторжения договора аренды. По мнению заявителя жалобы, неприменение к спорным правоотношениям сторон указанных норм права привело к нарушению его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности: не имея возможности использовать земельный участок в соответствии с условиями договора, предприниматель оплачивал арендную плату и выполнял иные обязательства по договору аренды, в связи с чем понес убытки.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видео-конференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.02.2013 между Облкомимуществом (Арендодатель) и ИП Коротковым А.С. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 294-В, по условиям которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду сроком на три года земельный участок из земель населенных пунктов площадью 500 кв. м, с кадастровым номером 34:34:010026:193, с разрешенным использованием: место размещения здания по оказанию ритуальных услуг населению, местоположением: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Шурухина, 62, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, для строительства здания по оказанию ритуальных услуг населению.
Согласно пункту 2.1. договора его действие распространяется на отношения, возникшие у сторон с 05.02.2013.
Обратившись за получением разрешения на строительство здания по оказанию ритуальных услуг, ИП Коротков А.С. получил от Администрации г. Волгограда отказ от 17.12.2015 N 05-и/7782, с указанием, в том числе, на несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка N RU343010005232: не выполнение требований пункта 10 раздела "иные показатели": земельный участок кадастровый номер 34:34:010026:193 расположен в границах охранной зоны газораспределительной сети.
Ссылаясь на невозможность использования арендованного земельного участка по назначению, указанному в договоре, - строительство здания по оказанию ритуальных услуг, нецелесообразность сохранения арендных отношений и несения расходов по нему, предприниматель вначале обратился к ответчику с претензией о расторжении договора аренды и дачи согласия на возмещение причиненных убытков от 25.05.2016, а получив на него отказ от 17.06.2016, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, руководствуясь статьи 450, 619, 620 ГК РФ, исходили из того, что: разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером 34:34:010026:193 не выдано не только по основанию расположения в границах указанного земельного участка охранной зоны газораспределительной сети, но и по другим причинам, при устранении которых возможно его получение; ИП Коротков А.С. не обжаловал в судебном порядке данный отказ; на запрос Департамента земельных ресурсов администрации Волгограда о расположении земельного участка в охранной зоне газораспределительной сети Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда письмом от 29.03.2016 N ар4092-16 сообщил, что по ул. Шурухина проходит газопровод высокого давления, спорный земельный участок расположен на расстоянии 26 - 31 м от указанного газопровода, поэтому он не находится в охранной зоне газораспределительной сети; согласно акта от 02.04.2012 N АВ-12-28 о выборе земельного участка для строительства, спорный земельный участок расположен в территориальной зоне: кладбищ и крематориев (С3); в функциональной зоне: озеленения специального назначения.
Таким образом, суды пришли к выводу о недоказанности предпринимателем расположения арендуемого им земельного участка в охранной зоне, соответственно, наличие оснований для расторжения договора аренды, предусмотренных ГК РФ.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 и абзацем первым подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Статьей 620 ГК РФ предусмотрено право на досрочное расторжение в судебном порядке договора аренды по требованию арендатора в случаях, когда: 1) арендодатель не предоставляет имущество в пользование арендатору либо создает препятствия пользованию имуществом в соответствии с условиями договора или назначением имущества; 2) переданное арендатору имущество имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены арендодателем при заключении договора, не были заранее известны арендатору и не должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора; 3) арендодатель не производит являющийся его обязанностью капитальный ремонт имущества в установленные договором аренды сроки, а при отсутствии их в договоре в разумные сроки; 4) имущество в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, окажется в состоянии, не пригодном для использования.
Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.
При этом исходя из пункта 2 и 4 статьи 620 ГК РФ следует, что к недостаткам, препятствующим пользованию арендованным имуществом, могут быть отнесены не только физическое состояние объекта аренды, но и юридическая невозможность использовать имущество по назначению и в целях, согласованных сторонами договора аренды.
Если договор аренды не может быть изменен или стороны не приходят к соглашению о его изменении, то арендатор не лишен права на основании пункта 2 статьи 620 ГК РФ, обратиться с требованием о досрочном расторжении договора.
При этом у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требования о расторжении договора аренды земельного участка на основании пункта 2 статьи 620 ГК РФ в случае доказанности невозможности использования арендуемого имущества в соответствии с условиями договора и в отсутствие соглашения о его изменении.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В доказательство невозможности использования арендованного имущества предприниматель приводил доводы о том, что земельный участок расположен в охранной зоне газораспределительных сетей со ссылкой на градостроительный план земельного участка, который отображает наличие газопровода и его охранной зоны.
Однако, ссылаясь на недоказанность предпринимателем оснований для расторжения договора аренды, суды не приняли во внимание указанное обстоятельство и не дали ему правовую оценку.
Между тем, согласно Градостроительному плану земельного участка N RU343010005232 (подпункт 10 пункта 2.2.4 раздела 2 "информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства") земельный участок кадастровый номер 34:34:010026:193 в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087, расположен в границах охранной зоны газораспределительной сети. Ограничение прав на земельный участок предусмотрено статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (особый режим использования земли). Ограничение использования объектов недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территорий установлено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей".
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим Кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным Кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
Согласно статье 90 ЗК РФ, предусматривающей такой порядок, границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов (пункты 6 и 8).
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (часть первая статьи 5).
Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям (абзац пятый); охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения (абзац девятый).
В соответствии с частью шестой статьи 28 Закона о газоснабжении на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 1 также относит к зонам с особыми условиями использования территорий охранные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным статьей 90 ЗК РФ и Законом о газоснабжении, и такие ограничения устанавливаются в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ и частью шестой статьи 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Пунктом 4.1. Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила от 29.04.1992), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).
Пунктом 4.4. Правил от 29.04.1992 установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.
На основании статьи 32 Закона о газоснабжении органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения; вмешательство в работу объектов систем газоснабжения не уполномоченных на то юридических и физических лиц запрещается (части третья, четвертая, пятая).
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения (обременения) прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пункт 9 части 2 статьи 7, часть 3 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости, включаются в государственный кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
На основании Закона о газоснабжении разработаны и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 утверждены Правила охраны газораспределительных сетей (далее - Правила N 878), которые устанавливают порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определяют права и обязанности эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращения аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий (пункт 1), действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность (пункт 2).
Пунктами 18 и 21 названных Правил N 878, предусмотрен государственный кадастровый учет земельных участков, входящих в охранную зону, и государственная регистрация ограничений (обременений) прав.
В целях установления обстоятельств нахождения спорного земельного участка в охранной зоне газораспределительной сети; наложения соответствующего ограничения (обременения) и его регистрации; определения минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения и волеизъявления организации - собственника системы газоснабжения или уполномоченной ею организации на возможность выдачи разрешения на возведение построек и сооружений в охранной зоне трубопровода, вопрос о привлечении к участию в деле организации - собственника системы газоснабжения, получения от него соответствующих доказательств, а также сведений из уполномоченных органов, судом не рассматривался.
В подтверждение факта нахождения спорного земельного участка за пределами охранных зон газораспределительной сети судами принято письмо от 29.03.2016 N ар4092-16 Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, не основанное на каких-либо доказательствах.
В то же время в материалах дела имеется градостроительное заключение об ограничениях, обременениях и сервитутах в использовании земельного участка для эксплуатации объекта, подготовленное Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 05.09.2012 N 1752 и направленное председателю Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда в связи с поступившим обращением о предоставлении земельного участка.
С учетом изложенного необоснованно оставлены без внимания и оценки доводы предпринимателя о том, что арендодателю до предоставления земельного участка в аренду были известны, но до арендатора не доведены обстоятельства об ограничениях, обременениях в его использовании, существенно затрудняющих использование по прямому назначению.
При таких обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными, основанными на правильном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 09.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по делу N А12-39842/2016 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)