Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6567/2016) Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2016 по делу N А46-827/2016 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025010, ОГРН 1055553037693)
о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженном в письме от 31.12.2015 N 02-18/1033, обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - Проскуряков А.С. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 7 от 26.02.2016 сроком действия до 26.02.2017);
- от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Любый С.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 00/458 от 21.12.2015 сроком действия по 31.12.2018),
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным, не соответствующим статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенного в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033 на заявления ПАО "МРСК Сибири", направленные письмом от 04.12.2015 N 1.5/08-16/10910-исх., а также об обязании Администрации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме: признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033 на заявления ПАО "МРСК Сибири", направленные письмом от 04.12.2015 N 1.5/08-16/10910-исх. Кроме того, указанным решением арбитражный суд обязал заинтересованное лицо в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на основании приведенных заявлений общества.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства подготовка схемы расположения границ земельного участка уполномоченным органом осуществляется только в форме электронного документа, однако Администрация не может подготавливать такие документы ввиду отсутствия соответствующих технологических и программных средств. При этом, как отмечает податель жалобы, подготовка таких документов на бумажном носителе является незаконной.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" заключены следующие договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям:
- - с Шрейдер О.В. от 19.12.2014 N 20.5500.7458.14, срок исполнения обязательств по договору истек 19.06.2015 (пункт 5 договора);
- - с Шпуком П.А. от 17.04.2015 N 20.5500.1773.15, срок исполнения обязательств по договору истек 17.10.2015 (пункт 5 договора);
- - с Дмитричуком С.Н. от 24.04.2015 N 20.5500.1898.15, срок исполнения обязательств по договору истек 24.10.2015 (пункт 5 договора);
- - с Парахневич Л.Б. от 07.05.2015 N 20.5500.2116.15, срок исполнения обязательств по договору истек 07.11.2015 (пункт 5 договора).
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств вышеуказанных заявителей к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить реконструкцию подстанции ПС-35 кВ "Красноярская", осуществить строительство электросетевых объектов - воздушные линии электропередачи полированные ВЛИ-0,4 кВ до границ земельных участков указанных заявителей.
В целях размещения вышеуказанных электросетевых объектов в соответствии с требованиями земельного законодательства необходимо оформить права на земельные участки, на которых данные объекты планируются к размещению.
На момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения и в настоящее время у ПАО "МРСК Сибири" отсутствует информация об утвержденных проектах межевания территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, отсутствует информация об отнесении проектируемых объектов к объектам федерального, регионального либо местного значения.
Образование земельного участка для размещения линейного объекта, не относящегося к объектам федерального, регионального или местного значения, допускается в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с вышеизложенным и в целях исполнения обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств указанных выше потребителей, расположенных на территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в адрес Администрации 04.12.2015 письмом N 1.5/08-16/10910-исх обществом были направлены заявления о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В ответ на заявления ПАО "МРСК Сибири" от Администрации 12.01.2016 поступил ответ от 31.12.2015 N 02-18/1033, в соответствии с которым заявителю отказано в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории ввиду отсутствия технологических и программных средств, позволяющих их подготовить в электронном виде.
Полагая, что отказ Администрации нарушает права и законные интересы ПАО "МРСК Сибири", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.04.2016 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменений, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
При этом положения пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на линейные объекты, не относящиеся к объектам федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования Российской Федерации, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае испрашиваемый обществом земельный участок предстоит образовать, при этом проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, не утвержден, при условии, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В свою очередь, как верно заключает суд первой инстанции, анализ представленных в материалы дела документов позволяет сделать вывод, что ПАО "МРСК Сибири" соблюден порядок, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально обществом было направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением всех необходимых документов.
Вместе с тем до настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подготовлена и не утверждена, при этом законных оснований для отказа в подготовке и утверждении означенной схемы судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, с 01.03.2015 именно на Администрацию возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, однако заинтересованным лицом в нарушение вышеизложенных положений обязанности по подготовке и утверждению схемы на основании заявлений, поступивших от общества, надлежащим образом исполнены не были.
Изложенные в ответе от 31.12.2015 основания отказа в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемых обществом земельных участков на кадастровом плане территории признаются апелляционной коллегией незаконными, поскольку не соответствуют положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доводы подателя жалобы о том, что у Администрации отсутствует техническая возможность в подготовке данных схем, поскольку они оформляются электронным документом, судом апелляционной инстанции признаются подлежащими отклонению, как не основанные на нормах права.
Так, в соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
В пункте 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Кроме того, как верно отмечает общество в отзыве на апелляционную жалобу, Администрация во исполнение своих полномочий в отсутствие у заинтересованного лица соответствующего технического обеспечения имела возможность заключить договоры с организациями, выполняющими кадастровые работы и располагающими необходимыми технологическими и программными средствами для подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что отсутствие у заинтересованного лица соответствующего программного обеспечения не освобождает Администрацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выразившийся в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033, связи с чем требования общества правомерно признаны судом первой инстанции в данной части подлежащими удовлетворению.
Из обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции с целью восстановления нарушенных прав заявителя возложил на Администрацию обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на основании приведенных заявлений общества.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции подателем жалобы не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные требования общества в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2016 по делу N А46-827/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2016 N 08АП-6567/2016 ПО ДЕЛУ N А46-827/2016
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. N 08АП-6567/2016
Дело N А46-827/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Киричек Ю.Н., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6567/2016) Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2016 по делу N А46-827/2016 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528025010, ОГРН 1055553037693)
о признании незаконным отказа в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выраженном в письме от 31.12.2015 N 02-18/1033, обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области - Проскуряков А.С. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 7 от 26.02.2016 сроком действия до 26.02.2017);
- от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" - Любый С.А. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности N 00/458 от 21.12.2015 сроком действия по 31.12.2018),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее по тексту - заявитель, общество, ПАО "МРСК Сибири") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконным, не соответствующим статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенного в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033 на заявления ПАО "МРСК Сибири", направленные письмом от 04.12.2015 N 1.5/08-16/10910-исх., а также об обязании Администрации в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявленные требования в полном объеме: признал незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, изложенный в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033 на заявления ПАО "МРСК Сибири", направленные письмом от 04.12.2015 N 1.5/08-16/10910-исх. Кроме того, указанным решением арбитражный суд обязал заинтересованное лицо в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на основании приведенных заявлений общества.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства подготовка схемы расположения границ земельного участка уполномоченным органом осуществляется только в форме электронного документа, однако Администрация не может подготавливать такие документы ввиду отсутствия соответствующих технологических и программных средств. При этом, как отмечает податель жалобы, подготовка таких документов на бумажном носителе является незаконной.
В представленном до начала судебного заседания отзыве общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "МРСК Сибири" с доводами апелляционной жалобы не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ПАО "МРСК Сибири" заключены следующие договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям:
- - с Шрейдер О.В. от 19.12.2014 N 20.5500.7458.14, срок исполнения обязательств по договору истек 19.06.2015 (пункт 5 договора);
- - с Шпуком П.А. от 17.04.2015 N 20.5500.1773.15, срок исполнения обязательств по договору истек 17.10.2015 (пункт 5 договора);
- - с Дмитричуком С.Н. от 24.04.2015 N 20.5500.1898.15, срок исполнения обязательств по договору истек 24.10.2015 (пункт 5 договора);
- - с Парахневич Л.Б. от 07.05.2015 N 20.5500.2116.15, срок исполнения обязательств по договору истек 07.11.2015 (пункт 5 договора).
Для технологического присоединения энергопринимающих устройств вышеуказанных заявителей к электрическим сетям ПАО "МРСК Сибири" необходимо выполнить реконструкцию подстанции ПС-35 кВ "Красноярская", осуществить строительство электросетевых объектов - воздушные линии электропередачи полированные ВЛИ-0,4 кВ до границ земельных участков указанных заявителей.
В целях размещения вышеуказанных электросетевых объектов в соответствии с требованиями земельного законодательства необходимо оформить права на земельные участки, на которых данные объекты планируются к размещению.
На момент заключения договора об осуществлении технологического присоединения и в настоящее время у ПАО "МРСК Сибири" отсутствует информация об утвержденных проектах межевания территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, отсутствует информация об отнесении проектируемых объектов к объектам федерального, регионального либо местного значения.
Образование земельного участка для размещения линейного объекта, не относящегося к объектам федерального, регионального или местного значения, допускается в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В связи с вышеизложенным и в целях исполнения обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств указанных выше потребителей, расположенных на территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в адрес Администрации 04.12.2015 письмом N 1.5/08-16/10910-исх обществом были направлены заявления о подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
В ответ на заявления ПАО "МРСК Сибири" от Администрации 12.01.2016 поступил ответ от 31.12.2015 N 02-18/1033, в соответствии с которым заявителю отказано в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории ввиду отсутствия технологических и программных средств, позволяющих их подготовить в электронном виде.
Полагая, что отказ Администрации нарушает права и законные интересы ПАО "МРСК Сибири", общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
15.04.2016 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменений, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
При этом положения пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не распространяются на линейные объекты, не относящиеся к объектам федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования Российской Федерации, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта Российской Федерации, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассматриваемом случае испрашиваемый обществом земельный участок предстоит образовать, при этом проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, не утвержден, при условии, что подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В свою очередь, как верно заключает суд первой инстанции, анализ представленных в материалы дела документов позволяет сделать вывод, что ПАО "МРСК Сибири" соблюден порядок, предусмотренный статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально обществом было направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, с приложением всех необходимых документов.
Вместе с тем до настоящего времени схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подготовлена и не утверждена, при этом законных оснований для отказа в подготовке и утверждении означенной схемы судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Таким образом, как верно заключает суд первой инстанции, с 01.03.2015 именно на Администрацию возложены обязанности по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, однако заинтересованным лицом в нарушение вышеизложенных положений обязанности по подготовке и утверждению схемы на основании заявлений, поступивших от общества, надлежащим образом исполнены не были.
Изложенные в ответе от 31.12.2015 основания отказа в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемых обществом земельных участков на кадастровом плане территории признаются апелляционной коллегией незаконными, поскольку не соответствуют положениям статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доводы подателя жалобы о том, что у Администрации отсутствует техническая возможность в подготовке данных схем, поскольку они оформляются электронным документом, судом апелляционной инстанции признаются подлежащими отклонению, как не основанные на нормах права.
Так, в соответствии с пунктом 5 Приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) или с использованием иных технологических и программных средств.
В пункте 10 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также закреплено, что подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с использованием иных технологических и программных средств.
Кроме того, как верно отмечает общество в отзыве на апелляционную жалобу, Администрация во исполнение своих полномочий в отсутствие у заинтересованного лица соответствующего технического обеспечения имела возможность заключить договоры с организациями, выполняющими кадастровые работы и располагающими необходимыми технологическими и программными средствами для подготовки схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что отсутствие у заинтересованного лица соответствующего программного обеспечения не освобождает Администрацию от исполнения возложенных на нее законом обязанностей по распоряжению земельными участками, в том числе по подготовке и утверждению схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о незаконности отказа Администрации в подготовке и утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выразившийся в ответе от 31.12.2015 N 02-18/1033, связи с чем требования общества правомерно признаны судом первой инстанции в данной части подлежащими удовлетворению.
Из обжалуемого решения следует, что суд первой инстанции с целью восстановления нарушенных прав заявителя возложил на Администрацию обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и утвердить схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории на основании приведенных заявлений общества.
Поскольку каких-либо доводов, возражений относительно данного вывода суда первой инстанции подателем жалобы не заявлено, то у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для их переоценки.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, удовлетворив заявленные требования общества в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Администрацией, но от уплаты которой она в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.04.2016 по делу N А46-827/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
Ю.Н.КИРИЧЕК
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)