Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 10АП-4611/2017 ПО ДЕЛУ N А41-68001/16

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А41-68001/16


Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
- от заявителя, ДНТ "Тефаново": Мацаков В.А. по доверенности от 15.09.16 б/н;
- от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Тридчикова О.В. по доверенности от 15.11.16 N 525-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2017 года по делу N А41-68001/16, принятое судьей Сергеевой А.С., по заявлению ДНТ "Тефаново" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

установил:

Дачное некоммерческое товарищество "Тефаново" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 08.08.2016 N 50/061/002/2016-4336,4337 незаконным; об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном порядке осуществить государственную регистрацию права собственности ДНТ "Тефаново" на объекты недвижимого имущества: газопровод высокого давления с МРП 7000 протяженностью 22 м и газопровод среднего давления протяженностью 1822 м, расположенные по строительному адресу: Московская обл., Дмитровский район, г/п Икша, д. Тефаново, ДНТ "Тефаново".
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 февраля 2017 года по делу N А41-68001/16 признано решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 08.08.2016 N 50/061/002/2016-4336,4337 незаконным.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в установленном порядке осуществить государственную регистрацию права собственности ДНТ "Тефаново" на объекты недвижимого имущества: газопровод высокого давления с МРП 7000 протяженностью 22 м и газопровод среднего давления протяженностью 1822 м, расположенные по строительному адресу: Московская обл., Дмитровский район, г/п Икша, д. Тефаново, ДНТ "Тефаново".
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росреестра по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно основывался на нижеследующем.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона N 122-ФЗ) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу пункта 10 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
К заявлению о государственной регистрации права на недвижимое имущество заявителем были приложены следующие документы:
- - протокол общего собрания от 01.12.2012 г.;
- - протокол общего собрания от 08.06.2014 г.;
- - письмо от 05.02.2016 г. N 12/09-2016;
- - кадастровый паспорт сооружения от 11.12.2015 г.;
- - кадастровый паспорт сооружения от 14.12.2015 г.;
- - технический план сооружения от 16.05.2015 г.;
- - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 01.10.2015 N RU 50-03-2132-2015);
- - постановление от 30.01.2014 г. N 412-П;
- - технический план сооружения от 16.05.2015 г.;
- - заключение от 16.03.2015 г. N 690-11-23;
- - распоряжение от 16.03.2015 г. N 690-11-23;
- - договор аренды земельного участка от 21.08.2104 г. N 444;
- - разрешение на строительство от 19.09.2014 N RU 50520000-129);
- - технические условия от 08.02.2013 г. N 78-4/12;
- - проект от 20.08.2013 г.;
- - акт приемки объекта капитального строительства от 24.11.2014 г.;
- - платежное поручение от 22.03.2016 г. N 2 об оплате госпошлины;
- По результатам рассмотрения представленных документов Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации, о чем ДНТ "Тефаново" было направлено соответствующее уведомление от 04.04.2016 г. N 50/061/002/2016-4336,4337 с указанием причин, препятствующих проведению регистрационных действий.
Во исполнение указанных замечаний, в Управление заявителем 21.07.2016 г. вх. N 50/061/005/2016-1900 и 17.08.2016 г. вх. N 50/061/005/2016-7781 были представлены дополнительные документы: справка - приложение N 1 к акту приемки объекта капитального строительства с указанием длины газопроводов и кадастровый паспорт на земельный участок под газопровод среднего давления, однако по мнению Управления данные документы не устраняют всех причин, препятствующих проведению регистрационных действий.
Рассмотрев представленные на регистрацию документы, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направила в адрес ДНТ "Тефаново" уведомление об отказе в государственной регистрации от 08.08.2016 N 50/061/002/2016-4336,4337.
Оспариваемый отказ обоснован ссылками на абзацы 4, 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации согласно которым в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10); ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13).
В силу статьи 16 Закона о регистрации о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 Закона о регистрации.
Данный перечень является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит.
В порядке, установленном статьей 25.3 Закона о регистрации, осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества: 1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке); 2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
Отказ Управления Росреестра по Московской области мотивирован тем, что не представляется возможным однозначно определить, является ли объект, описанный в акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.11.2014 и объекты с кадастровыми номерами 50:04:0070301:951, 50:04:0070301:952 одними и теми же объектами, при этом представленное в материалы регистрационного дела разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50-03-2132-2015 датировано 01.10.2015.
При этом, Государственный кадастр недвижимости содержит сведения о том, что дата ввода в эксплуатацию (завершения строительства) объекта - 2014 год.
По мнению Управления не представляется возможным однозначно определить, является ли объект, поставленный на кадастровый учет, и объект сведения о котором содержатся в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 01.10.2015 N RU 50-03-2132-2015, одним и тем же объектом. Аналогичные возражения указаны в доводах апелляционной жалобы.
Кроме того, в своем отказе Управление сослалось на Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение, которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", согласно которого к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, относятся, в том числе, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Однако, в случае если в отношении линейного сооружения выдавалось разрешение на строительство, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, указанный объект недвижимости не попадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Как правомерно указал суд первой инстанции, данный отказ является незаконным и необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 5 ст. 2 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Частью 1 ст. 197 АПК РФ предусмотрено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление в рамках главы 24 АПК РФ может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стадо известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки для нефте- и газопроводов, систем газоснабжения относятся к категории земель транспорта. При этом, в соответствии с п. 8 ст. 90 ЗК РФ земельные участки, представленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Заявитель апелляционной жалобе указывает на то, что газопроводы, право собственности на которые заявлено к регистрации имеют протяженность 22 м и 1822 м, при этом согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы, продолжительность составляет 2 284,8 п. м.
Однако, как следует из материалов дела, в акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.11.2014 имеется справка (приложение N 1 к указанному акту на л.д. 9, т. 2), в которой указаны следующие показатели: - газопровод высокого давления с МРП - 22 п. м; - газопровод среднего давления - 1822 п. м; - вводы в жилые дома - 440,8 п. м, всего 2 284,8 п. м.
Как правомерно указал суд первой инстанции, данное приложение, в том числе, позволяет однозначно определить является ли объект, описанный в акте приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 24.11.2014 и объекты с кадастровыми номерами 50:04:0070301:951, 50:04:0070301:952 одними и теми же объектами.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию N RU 50-03-2132-2015 от 01.10.2015 указана длина газопровода 1844 п. м, что полностью совпадает с длиной газопровода, указанной в акте приема законченного строительством объекта: 1822 п. м + 22 п. м.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, указанные в качестве основания отказа в регистрации доводы Управления не подтверждены соответствующими доказательствами и подлежат отклонению.
1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон N 171-ФЗ от 23.06.2014 г., согласно которому (ст. 39.36 ЗК РФ) виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).
Перечень последних указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, согласно которому к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов относятся: - Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, - Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, - Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, - Элементы благоустройства территории, - Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, - Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Согласно п. 4 части 1 ст. 2 Закона Московской области от 10.10.2014 года N 124/2014-ОЗ "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Московской области" получение разрешения на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства и (или) реконструкции объектов сети газораспределения и (или) газопотребления с давлением до 0.6 Мпа включительно, в том числе газопроводов-вводов, и сооружений на них.
Как верно установлено судом первой инстанции, возведенный Заявителем объект газопровода 0.6 МПа отвечает указанным признакам, следовательно, для приема в эксплуатацию достаточно акта, и не требуется разрешение на ввод в эксплуатацию спорного объекта.
Согласно Постановлению Правительства Московской области 08.04.2015 года N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", по окончании срока действия разрешения в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Московской области, заинтересованное лицо: проводит работы по рекультивации земельного участка, на котором осуществлено размещение объекта; обеспечивает установление охранных зон; обеспечивает государственную регистрацию прав на размещенный объект (п. 10, 12). Размещение объекта оформляется актом приемки объекта в эксплуатацию (п. 12). Размещение объектов на территории Московской области без разрешения не допускается (п. 13).
Как следует из Градостроительной проработки под строительство трассы газопровода земельный участок, выделенный для осуществления строительства подземного газопровода, относится к категории "земли населенных пунктов" вид разрешенного использования "для размещения газопровода".
Таким образом, при выборе земельного участка, под которым разрешено строительство газопровода, уполномоченные органы исходили из того, что с учетом расположения газопровода земельный участок относится к территории общего пользования.
В связи с тем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что такие территории не могут быть обособлены в границы отдельного земельного участка, а также с учетом положений ст. 90 ЗК РФ необходимость и возможность отвода земельного участка заявителю и оформления его землепользования отсутствует.
Спорный газопровод является подземным, что следует из землеотводных документов.
Таким образом, как правомерно установлено судом первой инстанции, заявителем исполнены все требования закона для строительства газопровода, необходимого для обеспечения 56 жилых домов газоснабжением и отоплением.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на несоответствия даты ввода в эксплуатацию объекта - 2014 г. и даты разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - 2015 г., свидетельствует о последовательности составления таких документов и не является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 20.02.2017 года по делу N А41-68001/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.В.МАРЧЕНКОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)