Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.08.2017 N 10АП-11276/2017 ПО ДЕЛУ N А41-1257/17

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2017 г. по делу N А41-1257/17


Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Балкаровым А.З.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Виноградова Е.А. по доверенности от 22 декабря 2016 года,
от ответчика Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Чернышова С.Н. по доверенности от 09 января 2017 года,
от третьего лица Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - Степанов В.А. по доверенности от 11 января 2017 года N 141/1/7/2887-исх,
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации - Бурыгина И.Л. по доверенности от 23 марта 2017 года N 212/2/498,
от третьего лица Акционерного общества "ПИК-Регион" - Власова Н.Г. по доверенности от 20 октября 2016 года N 115,
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области - Гусева М.Н. по доверенности от 09 января 2017 года N 7,
от третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области, Правительства Московской области, Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2016 года по делу N А41-1257/17, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918, ИНН 5024129468) к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН 5032004222, ОГРН 1025004066966) об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Акционерное общество "ПИК-Регион", Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского округа Красногорск Московской области, Правительство Московской области, Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - ответчик) об истребовании из незаконного владения земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010104:3162, как полностью накладывающийся на земли лесного фонда и исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010104:3162 из Единого государственного реестра недвижимости.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Акционерное общество "ПИК-Регион", Министерство обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрация Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, Администрация городского округа Красногорск Московской области, Правительство Московской области, Федеральное государственное автономное учреждение "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 19 - 22 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского поселения Красногорск Красногорского муниципального района Московской области, Администрации городского округа Красногорск Московской области, Правительства Московской области, Федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, АО "ПИК-Регион", Министерства имущественных отношений Московской области возражали по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:3162 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 41 Красногорского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес".
Согласно выписке из ЕГРП от 01 ноября 2016 года, земельный участок имеет площадь 79 650 кв. м, расположен по адресу: Московская область, городское поселение Красногорск, г. Красногорск, коммунальная зона "Красногорск-Митино" и принадлежит на праве собственности МО "Одинцовский муниципальный район" в соответствии с Распоряжением Правительства Московской области N 274-РП от 20 октября 2016 года.
Данным земельным участком на праве аренды владеет АО "ПИК-Регион" на основании договора N 6691 от 18 ноября 2016 года.
Срок аренды установлен с 18 ноября 2016 года по 17 ноября 2022 года.
Договор был зарегистрирован в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 марта 2017 года.
Истец 10 января 2017 года обратился в адрес ответчика с претензией N исх-125/27-02, в которой предложил прекратить незаконное пользование земельным участком с кадастровым номером 50:11:0010104:3162 и обеспечить передачу участка Российской Федерации (л.д. 33 т. 1).
В ответ на претензию ответчик сообщил об отсутствии оснований считать владение данным участком незаконным (л.д. 38 т. 1).
Оставление указанного требования без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истец не является надлежащим истцом по данной категории дел.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 ГК РФ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии с пунктом 2 статьи 302 ГК РФ если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Истец указал, что спорный земельный участок входит в границы лесного фонда.
В силу части 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в т.ч. земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЛК РФ и лесным законодательством.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

























































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)