Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 21АП-2375/2017 ПО ДЕЛУ N А83-7270/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. по делу N А83-7270/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем Калякиной О.О.,
при участии:
- от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Массандра" - Пастырского Е.Ч.;
- иные лица, участвующие в деле, не явились;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу N А83-7270/2017 (судья Колосова А.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Массандра" (298650, ул. Винодела Егорова, д. 9 Б, пгт. Массандра, г. Ялта, Республика Крым)
к Администрации города Ялты Республики Крым (298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым)
Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (298600, пл. Советская, д. 1, г. Ялта, Республика Крым)
о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,
установил:

06 июня 2017 года общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Массандра" (ОГРН 1169102050259 - л.д. 30-45, 57-61 т. 1, далее - ООО "Торговый дом "Массандра" или заявитель) подало в Арбитражный суд Республики Крым заявление о признании незаконным бездействия Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102130264 - л.д. 53-56 т. 1, далее - ДИЗО) и Администрации города Ялты Республики Крым (ОГРН 1149102101609 - л.д. 46-52 т. 1, далее - Администрация) по непринятию решения о переоформлении права аренды и по ненаправлению проекта договора аренды земельного участка площадью 648 кв. м, кадастровый N 90:25:010107:1253, расположенного в г. Ялта, ул. Садовая, 34 (л.д. 8-18, 25 т. 1).
Требования мотивированы тем, что 19 июня 2016 года заявитель подал в ДИЗО заявление о переоформлении права аренды земельного участка, но в установленный законодательством срок ДИЗО и Администрация не выполнили действия, направленные на переоформление права заявителя на земельный участок, возникшее по договору от 11 февраля 2013 года.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации и ДИЗО по заявлению ООО "Торговый дом "Массандра" о переоформлении права аренды на земельный участок; на Администрацию и ДИЗО возложены обязанности подготовить, подписать и направить заявителю проект договора аренды земельного участка. С Администрации и ДИЗО в пользу заявителя взыскана уплаченная при подаче заявления государственная пошлина - по 1.500 руб. с каждого. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3.000 руб. возвращена заявителю из федерального бюджета (л.д. 14-28 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что заявитель имеет право на переоформление права аренды земельного участка, возникшего по заключенному до 18 марта 2014 года по законодательству Украины договору аренды; оснований для отказа в таком переоформлении не установлено; наличие спора о сносе самовольно возведенного объекта недвижимого имущества на арендованном земельном участке не является основанием для отказа в переоформлении права аренды на землю. Администрация и ДИЗО в установленный законодательством срок не совершили действий, направленных на переоформление прав заявителя на аренду земельного участка.
Администрация и ДИЗО подали апелляционные жалобы, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что изложенные в решении суда первой инстанции выводы не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято с нарушением и при неправильном применении норм материального права. В апелляционных жалобах указано на то, что имеется спор о сносе самовольно построенного на арендованном земельном участке монолитного железобетонного каркаса; полномочия предоставления земельных участков относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления (л.д. 36-39, 44-45 т. 2).
Отзыва на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании (с перерывом с 16 по 23 ноября 2017 года) представитель заявителя не согласился с доводами апелляционных жалоб, так как заявитель имеет в аренде земельный участок, его заявление о переоформлении этого права по законодательству Российской Федерации ДИЗО и Администрацией в установленный законодательством срок не рассмотрено; наличие спора о сносе железобетонного каркаса не препятствует такому переоформлению права.
Представители Администрации и ДИЗО в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания на 16 ноября 2017 года эти участники извещены определением от 26 октября 2017 года, копии которого получили 30 октября 2017 года, что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 32-34 т. 2).
27 октября и 18 ноября 2017 года информация о времени и месте судебного заседания с перерывом размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 35, 60 т. 2).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, которые подтверждены совокупностью доказательств.
ООО "Торговый дом "Массандра" (ОГРН 1169102050259) является правопреемником частного акционерного общества "Торговый дом "Массандра" (по законодательству Украины ИНН 24040228), первоначально перерегистрированного по законодательству Российской Федерации в акционерное общество "Торговый дом "Массандра" (ОГРН 114911020956603), впоследствии реорганизованное в ООО "Торговый дом "Массандра" (ОГРН 1169102050259), что подтверждается сведениями ЕГРЮЛ РФ, Уставом акционерного общества "Торговый дом "Массандра" 2014 года, протоколами общего собрания ЧАО и АО "Торговый дом "Массандра" (л.д. 16-28, 30-45, 57-61, 97-125 т. 1).
19 июля 2016 года ООО "Торговый дом "Массандра" подало в Администрацию заявление за исх. N 24, которым просило в порядке переоформления прав предоставить в аренду сроком до 09 августа 2062 года земельный участок площадью 0,0648 га, кадастровый N 90:25:010107:1253, расположенный в г. Ялта, ул. Садовая, для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома. К заявлению приложены (в том числе) оригинал договора аренды от 11 февраля 2013 года, оригинал кадастровой выписки земельного участка, документы о государственной регистрации заявителя (л.д. 80-81 т. 1).
Действительно, из названных документов следует:
11 февраля 2013 года на основании решений Ялтинского городского совета N 154 от 25 июня 2010 года, N 73 от 02 марта 2012 года между арендодателем - Ялтинским городским советом, и арендатором - частным акционерным обществом "Торговый дом "Массандра" (ИНН 24040228), сроком на 49 лет заключен договор аренды земельного участка площадью 0,0648 га, кадастровый N 0111900000:01:007:0176, расположенного в г. Ялта, ул. Садовая, 34, для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома. На арендованном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества - нежилые строения и сооружения целостного имущественного комплекса, купленного ЧАО "ТД "Массандра" по договору от 08 декабря 2005 года. 09 августа 2013 года этот договор аренды зарегистрирован в Государственном реестре земель за N 2056360 (л.д. 62-75 т. 1).
15 июня 2016 года названный земельный участок поставлен на кадастровый учет в Российской Федерации с кадастровым N 90:25:010107:1253 с установлением границ и категории земли - "земли населенных пунктов", что подтверждает кадастровая выписка (л.д. 76-79 т. 1).
С просьбой дать ответ о принятом решении по поданному заявлению о переоформлении права аренды земельного участка заявитель обращался нарочно в Администрацию письмами от 26 октября 2016 года, 07 марта 2017 года (л.д. 84 т. 1).
Письма Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Севастополя свидетельствуют о том, что ДИЗО было известно о соответствии расположения земельного участка виду функционального использования по генеральному плану г. Ялта, названным Департаментом согласовано предоставление этого земельного участка заявителю с видом разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка (л.д. 2-3, 7-8 т. 2).
Из отзывов ДИЗО и Администрации на требования ООО "Торговый дом "Массандра" следует, что единственным основанием для несовершения действий по переоформлению права заявителя на аренду названного земельного участка стало наличие судебного спора о сносе самовольно возведенного строения (л.д. 87, 90-91 т. 1).
Действительно, на рассмотрении Арбитражного суда Республики Крым находится дело N А83-13664/2017 по иску Администрации к ООО "Торговый дом "Массандра" о сносе строения; в обоснование незаконного строительства представлены постановление Администрации N 5300-п от 15 декабря 2016 года о предложении добровольного сноса строения (л.д. 92 т. 1), акт проверки Службы государственного строительного надзора строительства (л.д. 149 т. 1), акт осмотра Управления земельного и градостроительного муниципального контроля (л.д. 150-152 т. 1).
Заявитель с такими требованиями не согласен, полагая строительство законным, в подтверждение чего представил декларацию о начале строительства, зарегистрированную по законодательству Украины 04 февраля 2014 года (л.д. 135-137 т. 1), кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства (л.д. 147-148 т. 1).
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (ред. от 29 июля 2017 года, далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статья 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК (ред. от 23 октября 2017 года, далее - N 38-ЗРК) "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливает:
- часть 9 - право аренды земельного участка, возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву аренды, которое предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- часть 13 - стороны по договору аренды, заключившие такой договор до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации;
- часть 14 - в случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в муниципальной собственности, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом договор аренды в отношении соответствующего земельного участка;
- часть 15 - лица, которым находящиеся в муниципальной собственности земельные участки предоставлены до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ в аренду, обязаны подать заявление о заключении договора аренды в отношении земельного участка в срок до 1 апреля 2017 года;
- часть 17 - порядок подачи и рассмотрения заявлений о заключении договора аренды на земельные участки в соответствии с частью 14 настоящей статьи устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым;
- часть 18 - в случае несоблюдения требований настоящей статьи о сроках переоформления прав любая сторона вправе понудить иную сторону к заключению соответствующих соглашений в судебном порядке.

Так, согласно пунктам 5 - 7 Порядка N 313, пунктам 4 - 6 Правил N 37 переоформление возникшего до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ права аренды земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного лица, поданному в ДИЗО с обязательным приложением документа, подтверждающего возникновение права, и кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке, содержащие сведения о его границах.
Пункты 10, 15 Порядка N 313, пункты 8, 9, 13 Правил N 37 устанавливают обязанности уполномоченного органа (ДИЗО и Администрации г. Ялты) по рассмотрению такого заявления:
- - ДИЗО осуществляет проверку соответствия места расположения испрашиваемого земельного участка планировке территории, градостроительной документации, нахождения его на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов;
- - при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления не позднее 60 дней со дня его поступления Администрация принимает решение о предоставлении земельного участка; ДИЗО подготавливает проект договора с подписанием его со своей стороны и не позднее 65 дней со дня поступления заявления - направляет экземпляр этого договора заявителю.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке переоформления ранее возникших прав установлен частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, пунктом 12 Порядка N 313 и пунктами 11 - 13 Правил N 37:
- - предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- - несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как установлено, заявитель подал в уполномоченный орган (ДИЗО) заявление, содержащее необходимые сведения, приложил к нему необходимые документы (договор аренды и кадастровую выписку с установленными границами земельного участка); оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду в порядке переоформления права ДИЗО не установлено; однако ДИЗО и Администрация в установленные законодательством сроки, порядке и способом не совершили действий по принятию решения о переоформлении права аренды и по составлению, подписанию и направлению заявителю проекта договора, чем нарушили права заявителя на переоформление права аренды.
Тот факт, что Распоряжением Главы Республики Крым от 12 апреля 2017 года N 180-рг до 01 января 2018 года приостановлено действие пунктов 5 - 8, 13, 14 - 22 Порядка N 313 в части процедуры завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, значения для рассмотрения дела не имеет, так как на момент обращения заявителя с заявлением о переоформлении права и истечения срока, в течение которого ДИЗО и Администрация были обязаны совершить эти действия, названные пункты Порядка N 313 не были приостановлены. Приостановление названных норм в настоящее время не препятствует совершению ДИЗО и Администрацией предусмотренных Законом N 38-ЗРК, Правилами N 37 действий, направленных на переоформление прав заявителя, так как аналогичные пунктам Порядка N 313 пункты Закона N 38-ЗРК и Правил N 37 не приостановлены и действуют в настоящее время.
Доводы ДИЗО и Администрации о невозможности переоформления права аренды ввиду наличия спора о сносе самовольно построенного на этом земельном участке железобетонного каркаса являются несостоятельными и отклоняются по тем основаниям, что названные выше нормы законодательства не предусматривают такого основания для отказа в переоформлении права или возврата заявления без рассмотрения; наличие спора о сносе самовольного строения не обосновывает бездействие ДИЗО и Администрации; факт самовольного строения вступившим в законную силу решением суда не установлен, а потому является предположением ДИЗО и Администрации.
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято без нарушений и при правильном применении норм материального права, изложенные в решении суда первой инстанции выводы соответствуют обстоятельствам дела, иных оснований для его отмены не установлено, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 12 сентября 2017 года по делу N А83-7270/2017 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.Г.ГРАДОВА
Судьи
Н.П.ГОРОШКО
А.Ю.КАРЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)