Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2017 N 15АП-12416/2017 ПО ДЕЛУ N А32-6054/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. N 15АП-12416/2017

Дело N А32-6054/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей Т.Г. Гуденица, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель Хомуха Е.С. по доверенности от 01.01.2017 N 007,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20.06.2017 по делу N А32-6054/2017,
принятое судьей Куликовым О.Б.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Кубаньэнерго"
к заинтересованным лицам - Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ТУ Росимущества в Краснодарском крае), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Краснодарском крае; о принятии решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 в аренду; о направлении в адрес ООО "ЛУКОИЛ-Кубаньэнерго" проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 бездействие Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившееся в нерассмотрении обращений ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 в аренду признано незаконным. Суд обязал Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея рассмотреть в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу обращение ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 в аренду и принять по нему решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна отсутствием оснований предоставления земельного участка обществу, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади имущества общества, расположенного на данном участке. Выводы о бездействии территориального управления необоснованны.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заинтересованных лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01 июля 2006 года в результате реорганизации ОАО энергетики и электрификации Кубани в форме выделения (протокол от 13.01.2006 N 17) было создано ОАО "Кубанская генерирующая компания", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 01.07.2006 серия 23 N 006189812.
Согласно условиям разделительного баланса (передаточного акта) от 13.01.2006 ОАО "Кубанская генерирующая компания" переданы следующие объекты: золоотвал с каналом и золоотводы (литер 8010); золопроводы, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0428016:1 по адресу: г. Краснодар, ул. Почтовая, 82-126.
Названные объекты зарегистрированы ОАО "Кубанская генерирующая компания" 29.05.2008, как "Энергетический производственно-технологический комплекс Краснодарская ТЭЦ", что подтверждается свидетельством от 29.05.2008 N 23 АД 852401.
9 августа 2012 года ОАО "Кубанская генерирующая компания" направило ТУ Росимущества в Краснодарском крае заявление N 01-316 о рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1, общей площадью 160 915 кв. м, находящегося по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, ул. Почтовая, 82-126.
В ответ на первое заявление общества от 09.08.2012 ТУ Росимущества в Краснодарском крае сообщило о необходимости устранения недостатков при обращении с заявлением.
В период с 2013 по 2015 годы, в соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, были проведены ряд реорганизаций заявителя, а именно:
- - 18 декабря 2013 года общество реорганизовано путем выделения из открытого акционерного общества "Кубанская генерирующая компания" общества с ограниченной ответственностью "Кубанская тепловая генерация", что подтверждается протоколом от 21.10.2013 N 1;
- - 1 июня 2015 года общество с ограниченной ответственностью "Кубанская тепловая генерация" реорганизовано путем присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго", что подтверждается протоколом от 22.01.2015 N 5.
29 января 2014 года обществом были представлены в ТУ Росимущества в Краснодарском крае дополнительные материалы.
18 сентября 2015 года общество в очередной раз обратилось в ТУ Росимущества в Краснодарском крае с заявлением о заключении договора аренды на испрашиваемый земельный участок.
30 ноября 2015 года обществу сообщили о том, что, поскольку площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 более 10 га., территориальное управление не имеет полномочий без поручения Росимущества распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 23:43:0428016:1.
ТУ Росимущества в Краснодарском крае письмом от 26.09.2014 N 09/10478 в адрес Росимущества был направлен пакет документов для рассмотрения и направления поручения о возможности заключения договора аренды с ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго".
Последний ответ ТУ Росимущества в Краснодарском крае датирован 21.12.2016. В названном письме сообщено, что для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" необходимо предоставить схему расположения объектов недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке.
4 апреля 2017 года обществом в территориальное управление представлена схема расположения объектов на земельном участке.
Таким образом, неоднократные обращения заявителя в период с 2012 по 2016 годы по вопросу заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 результатов не принесли.
Полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Краснодарском крае, выразившееся в нерассмотрении обращений общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 в аренду нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявления общества в части признания бездействия незаконным ввиду следующего.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено что, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено предоставление с заявлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Состав указанных документов утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Согласно части 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В силу части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок, не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Из материалов дела видно, что в нарушение порядка предоставления земельного участка, установленного статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ТУ Росимущества в Краснодарском крае по результатам рассмотрения заявлений общества не приняло решение в соответствии с требованиями частей 3, 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку общество представило все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1, территориальному управлению надлежало удовлетворить заявление общества или отказать в его удовлетворении с обоснованием причин такого отказа, что следует из содержания пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе территориальное управление ссылается на отсутствие оснований предоставления испрашиваемого земельного участка в пределах заявленной обществом площади. Однако, переписка, которая велась между территориальным управлением и заявителем с 2012 по 2016 годы не содержит указаний на принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по такому основанию.
Таким образом, бездействие территориального управления суд первой инстанции обоснованно расценил как уклонение от принятия решения, что не соответствует нормам статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, ТУ Росимущества в Краснодарском крае допустило длительное, незаконное бездействие, которое суд первой инстанции обоснованно обязал устранить путем рассмотрения обращения ООО "ЛУКОЙЛ-Кубаньэнерго" о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0428016:1 в аренду и принятия по нему решения в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2017 по делу N А32-6054/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)