Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2017 N 15АП-10243/2017 ПО ДЕЛУ N А32-729/2017

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. N 15АП-10243/2017

Дело N А32-729/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Степанов М.Н. по доверенности от 07.05.2017, паспорт, председатель Плетинь Л.В., выписка из протокола от 15.07.2013, паспорт;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края,
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.05.2017 по делу N А32-729/2017,
по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Новый путь"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьего лица администрация муниципального образования Брюховецкий район,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
принятое судьей Савиным Р.Ю.,
установил:

сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Новый путь" (далее - общество) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным отказ от 21.11.2016 N 52-33991/16-32.20 в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 23:04:0801000:6 площадью 49000 кв. м как не соответствующий Земельному кодексу Российской Федерации; обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399) в течение 10 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования Брюховецкий район.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2017 требования кооператива удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент и администрация своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Представители кооператива в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей кооператива, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между сельскохозяйственным производственным кооперативом "Новый путь" (далее - заявитель) и администрацией Брюховецкого района 01.09.1997 заключен договор N 490 аренды земель сельскохозяйственного назначения площадью 42,3 га, сроком действия до 01.09.2002 согласно прилагаемой к договору экспликации земель.
По истечении срока действия договора аренды заявитель обратился в администрацию Брюховецкого района, после чего между ним и администрацией был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 12.09.2003 N 0400000757 (земельные участки площадью 27,2 га, из них пашни 27,2 га с кадастровыми номерами N 23:04:08 01 000:005 (22,3 га) и N 23:04:08 01 000:006 (4,9 га) в границах плана землепользования СПК "Новый путь" в бригаде 1 поле 12 с видом целевого использования - для сельскохозяйственного производства). Договор в установленном порядке зарегистрирован в Управлении федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 20.11.2006 г., номер регистрации 23-23-45/018/2006-213 (далее - договор).
В соответствии с п. 1.4 договора указанный земельный участок фактически передан заявителю с 01.01.2003 без каких-либо иных документов по передаче имущества. В соответствии с п. 6.1 - 6.2 настоящий договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его государственной регистрации и действует в течение 10 лет до 15.09.2013.
24.10.2016 заявитель обратился в департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением (вх. от 25.10.2016) о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 49000 кв. м, кадастровый N 23:04:08 01 000:006, местоположение: Брюховецкий район в границах плана землепользования СПК "Новый путь" участок 1006 в 2,5 км от с. Новое село на север, расположенного в границах участка, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства в порядке определенном приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 3 июня 2015 г. N 649 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
Письмом от 21.11.2016 N 52-33991/16-32-20 департамент отказал в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность земельного участка по причине того, что договор аренды земельного участка от 12.09.2003 N 0400000757 имеет признаки ничтожной сделки, срок действия договора истек.
Полагая, что отказ департамента в предоставлении земельного участка в собственность противоречит действующему законодательству и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным Законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 названного Закона земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса РФ, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 данного Кодекса.
Продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом N 101-ФЗ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи. Исключение составляет ряд случаев, в том числе, для земельных участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих земельных участков.
Испрашиваемый в собственность земельный участок арендуется колхозом с 01.09.1997 года на основании договора аренды, используется в соответствии с целевым назначением (выращивание сельскохозяйственных культур), что подтверждается материалами дела, в том числе:
- - постановлением главы Брюховецкого района от 12.09.2003 N 518, на основании которого заключен договор аренды 12.09.2003 N 0400000757;
- - планом земельного участка комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брюховецкого района;
- - письмом администрации муниципального образования Брюховецкеий район от 22.12.2016 N 8184 о надлежащем использовании арендатором земельного участка
- - актом обследования от 18.10.2016 ГКУ Краснодарского края "Кубаньземконтроль";
- - землеустроительным делом спорного земельного участка от 2004 года;
- - государственным актом на право пользования землей А-I N 248284.
Согласно сведениям информационной системы градостроительной деятельности от 23.12.2016 спорный земельный участок расположен в зоне сельскохозяйственного использования.
Доказательств того, что арендатор привлекался к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.6 - 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в дело не представлено.
Кооператив обратился в департамент с заявлением о выкупе земельного участка, приложив к нему все документы, необходимые для оказания (предоставления) уполномоченным органом соответствующей государственной услуги.
Относительно доводов департамента об отсутствии у заявителя титула арендатора на момент обращения с заявлением о выкупе, суд первой инстанции указал следующее.
По окончании срока действия договора аренды от 01.09.1997 администрация Брюховецкого района и заявитель 12.09.2003 N 0400000757 заключили новый договор аренды в отношении спорного земельного участка на срок до 15.09.2013.
В соответствии с положениями ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности:
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки, заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора (законного пользователя) и наличие арендных отношений материалами дела подтверждено.
Согласно п. 1 ст. 46 Земельного кодекса РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 610 Гражданского кодекса РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Согласно п. 6.2 договора, договор действует до 15.09.2013.
Договор аренды до настоящего момента, ни по соглашению сторон, ни по решению суда не расторгнут, является действующим, обязательства сторон по его исполнению не прекращены, объект аренды, в том числе и земельный участок находится во владении и пользовании колхоза, из его владения не выбывал.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25.03.2017 N 23/209/002/2017-680 спорный земельный участок обременен на основании договора аренды в пользу колхоза.
Как указано выше, надлежащее использование заявителем спорного земельного участка подтверждается имеющимися в деле документами.
Кроме того, согласно представленному в материалы дела государственному акту на право пользования землей А-I N 248284 право бессрочного пользования спорным земельным участком возникло у колхоза 14.02.1980.
Ссылку департамента на пункт 1 постановления Пленума N 73, предусматривающий возможность заключения договора аренды в отношении государственного имущества только по результатам торгов, суд первой инстанции верно отклонил, поскольку в нем прямо указано на применение данного правила лишь в случаях, предусмотренных законом.
Предметом спора в настоящем деле является реализация заявителем предусмотренного Земельным кодексом и Законом N 101-ФЗ права на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в собственность за плату без проведения торгов.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.01.2017 по делу N А32-10044/2016.
Суд считает выводы департамента имущественных отношений Краснодарского края незаконными и необоснованными, поскольку судом в ходе рассмотрения дела не установлено обстоятельств, препятствующих выкупу заявителем испрашиваемого земельного участка.
Доводы департамента о нетождественности спорного участка ранее предоставленному ничем не подтверждены и опровергаются материалами дела, в том числе постановлением главы Брюховецкого района от 12.09.2003 N 518, на основании которого заключен договор аренды 12.09.2003 N 0400000757, планом земельного участка комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брюховецкого района, письмом администрации муниципального образования Брюховецкеий район от 22.12.2016 N 8184 о надлежащем использовании арендатором земельного участка, землеустроительным делом спорного земельного участка от 2004 года, государственным актом на право пользования землей А-I N 248284.
Учитывая изложенное, правовые основания для отказа кооперативу в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка у департамента отсутствовали.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о необходимости признания незаконным решения департамента об отказе в передаче в собственность за плату сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Новый путь" спорного земельного участка, как противоречащего положениям пп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными с возложением обязанности устранить допущенное нарушение.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом.
В целях восстановления прав и законных интересов заявитель просит обязать департамент имущественных отношений Краснодарского края в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить ему проект договора купли-продажи спорного земельного участка с установлением выкупной цены земельного участка в размере двадцати процентов его кадастровой стоимости (146989,18 рублей).
Согласно п. 2 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Характер отношений, возникающих при отчуждении публичных земель позволяет утверждать, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона (ст. 39.14 ЗК РФ), поэтому выкупная цена земельного участка определяется по состоянию на дату подачи такого заявления.
Данный подход позволяет обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, а также исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направления проекта договора купли-продажи.
Следовательно, выкупная стоимость земельного участка должна определяться на дату обращения.
При определении способа и срока устранения допущенных органом, осуществляющим публичные полномочия, нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями законами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
Поскольку на момент рассмотрения заявления спор относительно размера выкупной стоимости отсутствует, суд первой инстанции в резолютивной части решения суда указал на обязание департамента подготовить и направить в адрес сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Новый путь" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 23:04:0801000:6, что в полной мере восстанавливает нарушенные права и охраняемые законом интересы заявителя.
Все доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся к несогласию заявителя с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2017 по делу N А32-729/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)