Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 18.04.2016 ПО ДЕЛУ N А26-121/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. по делу N А26-121/2016


Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2016 года.
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Дружинина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Инюковой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску
общества с ограниченной ответственностью "Транспорт"
к Администрации Костомукшского городского округа
об установлении выкупной стоимости земельного участка
третье лицо: Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (привлечено к участию в деле определением от 10.02.2016, далее - третье лицо, Госкомитет)
при участии представителя третьего лица - Беспаловой Ю.В. по доверенности от 16.02.2016,
в отсутствие представителей сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Транспорт" (ОГРН: 1031001090537, ИНН: 1004006887; место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Советская, 16, а/я 15; далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Костомукшского городского округа (ОГРН: 1021000880779, ИНН: 1004002554; место нахождения: 186931, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Строителей, 5; далее - ответчик, Администрация) об установлении выкупной стоимости в размере 130 546 руб. 43 коп. земельного участка площадью 38252 кв. м, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Костомукша, кадастровый номер 10:04:0026502:1007 при заключении договора купли-продажи (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований определением от 14.03.2016).
Надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания стороны представителей для участия в нем не направили.
Администрация представила письменные пояснения, в которых указала, что документом, подтверждающим расчет выкупной стоимости земельного участка является приложение N 1 к договору, в котором содержатся ссылки на все нормативные документы, регулирующие порядок расчета выкупной стоимости, в связи с чем никакого другого документа не представляется возможным представить; заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя; поддержала позицию третьего лица.
Истец ходатайств не заявил, определение суда не исполнил; мнение относительно ходатайства Администрации о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Госкомитета, а также мнение относительно надлежащего ответчика с учетом Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК не выразил.
Представитель Госкомитета в судебном заседании возражал против требований, указав, что договор купли-продажи должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения, поэтому выкупная стоимость земельного участка ответчиком рассчитана верно; вместе с тем, ссылаясь на статью 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК и наличие принятого Администрацией решения о предоставлении истцу земельного участка до 01.01.2016, указал, что надлежащим ответчиком по делу должна являться Администрация.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителей сторон.
Поскольку Администрация не поддержала ходатайство о привлечении к участию в деле Госкомитета в качестве соответчика, выразив свое согласие на его привлечение в качестве третьего лица (л.д. 103-104), суд не рассматривает названное ходатайство. При этом суд учитывает, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность рассмотрения настоящего дела без привлечения Госкомитета в качестве соответчика (часть 6 статья 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заслушав представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 10.08.2011 по делу N А26-3425/2011 (л.д. 22-25), признавшего незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от принятия решения по заявлению Общества о предоставлении в собственность земельного участка, Администрация постановлением от 11.04.2012 N 428 (оборот л.д. 17) приняла решение о передаче в собственность истцу земельного участка площадью 38 862,00 кв. м с кадастровым номером 10:04:02 65 02:0129, расположенного в юго-восточной части кадастрового квартала 10:04:02 65 02 для размещения производственной базы. При этом названным решением суда было установлено, что земельный участок был передан Обществу в постоянное (бессрочное) пользование в 1998 году, что в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит повторному доказыванию.
На основании указанного постановления стороны 18.05.2012 заключили договор N 31 купли-продажи земельного участка (л.д. 15-17) по цене 132 628 руб. 23 коп.
Решением от 08.04.2014, вступившим в законную силу 04.07.2014 (л.д. 20-21), Костомукшский городской суд Республики Карелия удовлетворил требования Ковальского В.А., признал недействительным договор купли-продажи земельного участка от 18.05.2012 N 31; применил последствия недействительности сделки, прекратив право собственности Общества на названный земельный участок и возвратив его в государственную собственность, а также обязал Администрацию возвратить Обществу денежные средства, уплаченные по договору в размере 132 628 руб. 23 коп.
В последующем, с учетом названного решения, 02.05.2015 Администрация в соответствии со статьей 11, пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации приняла решение (постановление N 568 на л.д. 105) об утверждении схемы расположения двух земельных участков (л.д. 106-107), образованных из земельного участка с кадастровым номером 10:04:02 65 02:0129.; образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет и им присвоены кадастровые номера: 10:04:0026502:1007 в отношении земельного участка площадью 38252 кв. м и 10:04:0026502:1006 в отношении земельного участка площадью 610 кв. м (кадастровые выписки на л.д. 113-120).
На основании заявления Общества от 24.08.2015, Администрация приняла решение о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 38252 кв. м с кадастровым номером 10:04:0026502:1007 (постановление N 1079 на обороте л.д. 13) и направила для подписания проект договора от 22.10.2015 N 31 (л.д. 11-13) купли-продажи названного земельного участка по цене 435 154 руб. 75 коп. в соответствии с расчетом выкупной цены (оборот л.д. 12).
Общество не согласилось с ценой выкупа, предложенной Администрацией, и 30.11.2015 направило ответчику свои возражения, предложив установить выкупную цену земельного участка в размере 130 546 руб. 44 коп., исходя из кадастровой стоимости земельного участка и с применением положений пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавших на момент первоначального предоставления земельного участка, поскольку такое обязательство возникло у Администрации на основании решения суда от 10.08.2011 по делу N А26-3425/2011.
В связи с тем, что Администрация отказала Обществу в установлении предложенной им цены, последнее обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В связи с изложенным довод истца о том, что выкупная стоимость земельного участка должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", действовавшего на момент первоначального предоставления земельного участка Обществу, отклоняется судом как необоснованный.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно подпункту г) пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" при заключении договора купли-продажи земельного участка с собственником расположенных на этом земельном участке зданий, сооружений цена земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется как выраженный в рублях процент кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в размере 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое подлежит переоформлению в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно расчету (оборот л.д. 12) Администрация определила сумму выкупа земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026502:1007 в размере 435 154 руб. 75 коп. в соответствии со статьей 2 Закона Республики Карелия от 10.06.2013 N 1712-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений в Республике Карелия" исходя из 15 процентов кадастровой стоимости земельного участка, установленного в размере 2 901 031 руб. 68 коп. (кадастровый паспорт на земельный участок (л.д. 14).
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным и соответствующим требованиям законодательства, действовавшим на момент заключения договора купли-продажи земельного участка, расчет выкупной стоимости земельного участка, предложенный Администрацией, в связи с чем суд отказывает Обществу в удовлетворении требования об установлении суммы выкупа земельного участка в размере 130 546 руб. 43 коп.
Кроме того суд учитывает, что на основании заявления Общества от 24.08.2015 ответчик принял решение о предоставлении в собственность иного земельного участка с иной площадью и кадастровым номером 10:04:0026502:1007, образованного в результате раздела первоначально предоставленного истцу земельного участка с кадастровым номером 10:04:02 65 02:0129, в связи с чем отклоняет довод истца о необходимости применения всех условий первоначального договора купли-продажи земельного участка.
Вместе с тем, если истец считает, что действиями Администрации ему причинены убытки, о чем указано в заявлении об уточнении исковых требований, то Общество не лишено права защитить свои права в установленном законом порядке способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 N 1980-ЗРК "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия", учитывая, что Администрация приняла решение о предоставлении Обществу земельного участка постановлением от 28.09.2015 N 1079, то есть до дня вступления в силу названного Закона, суд отклоняет довод Администрации о том, что надлежащим ответчиком по делу является Госкомитет.
Расходы по госпошлине суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на истца.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью "Транспорт" (ОГРН: 1031001090537, ИНН: 1004006887) отказать.
2. Решение может быть обжаловано:
- - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
- - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Якубовича, 4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

С.И.ДРУЖИНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)