Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Русь" (ООО "Русь"): Филимонова Е.Н. (паспорт, доверенность от 30.12.2015),
от ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района: Зотиной Т.Б. (паспорт, доверенность от 11.01.2016),
от ответчика - Администрации муниципального образования "Лобановское сельское поселение": не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 февраля 2016 года, принятое судьей Р.В.Трубиным,
по делу N А50-21351/2015
по иску ООО "Русь" (ОГРН 1045902119834, ИНН 5948026633)
к Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, Администрации муниципального образования "Лобановское сельское поселение"
об обязании направить проект договора аренды земельных участков,
установил:
ООО "Русь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" (далее - ответчики, Комитет, Администрация) о возложении на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности на основании протокола N 229 от 13.02.2015 в ООО "Русь" направить проект договора аренды земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м, 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м сроком на 4 года 11 месяцев и передать земельные участки по акту приема-передачи.
Протокольным определением суда от 14.01.2016, в соответствии со ст. 49 АПК РФ было удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований, в связи с добровольным исполнением заявленных требований в части возложения на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности на основании протокола N 229 от 13.02.2015 в ООО "Русь" направить проект договора аренды земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м. Производство по делу в этой части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2016 года требования удовлетворены. На Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района возложена обязанность на основании протокола комиссии по земельным отношениям Пермского муниципального района N 229 от 13.02.2015 произвести действия, предусмотренные статьей 39.18 ЗК РФ и направить ООО "Русь" проект договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным назначением с кадастровым номером 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м. В удовлетворении требований к Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" отказано.
Не согласившись, Комитет обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что Комитет не имеет права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с решением Совета депутатов от 29.08.2013 N 63. В отношении спорного земельного участка не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, а также не было размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона. Отмечает, что ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельных участков сельскохозяйственной организации.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании 11.04.2016 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители истца не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв до 13.04.2016 09 час. 50 мин. 13.04.2016 судебное заседание продолжено.
Представители ответчика не явились.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу,
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, основными видами которой являются выращивание картофеля, столовых корнеплодных культур с высоким содержанием крахмала, а также выращивание зерновых и зернобобовых культур.
В целях реализации указанных видов предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м, 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м сроком на 4 года 11 месяцев.
13.02.2015 Комиссия по земельным отношениям Пермского муниципального района рассмотрев заявление общества оформила протокол N 229 от 13.02.2015, согласно которому было решено предоставить обществу "Русь" в аренду без права выкупа испрашиваемые земельные участки.
13.02.2015 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района заявителю был направлен ответ, согласно которому принято положительное решение о предоставлении обществу "Русь" спорных земельных участков.
Между тем, 20.02.2015 комиссия по земельным отношениям Пермского муниципального района протоколом N 229/1 внесла изменения в протокол N 229 от 13.02.15, отказав в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м по причине того, что данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Полагая, что действия ответчика выразившиеся в не направлении истцу проекта договора является незаконными, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, разрешенное использование спорного земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
Как было установлено, заявитель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, основными видами которой являются выращивание картофеля, столовых корнеплодных культур с высоким содержанием крахмала, а также выращивание зерновых и зернобобовых культур.
Статья 39.6 ЗК РФ в числе случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указывает в том числе предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 12), а также предоставление земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (п. 15).
В частности, согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, право на получение земельного участка крестьянскими фермерскими хозяйствами без проведения торгов сохранено законодателем с включением в закон ранее выработанных судебной практикой требований о необходимости обеспечения прозрачности и публичности соответствующих процедур.
Как следует из материалов дела, 13.02.2015 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было дано согласие на предоставление обществу "Русь" спорного земельного участка. Оформление протокола от 20.02.2015 комиссией по земельным отношениям Пермского муниципального района было вызвано тем, что спорный земельный участок с кадастровым номером 59:32:000000:7929 находится в собственности Российской Федерации.
Между тем, в судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:000000:7929 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а информация о принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, изложенная в протоколе от 20.02.2015 является ошибочной.
Из представленной в дело кадастровой выписки о земельном участке 59:32:000000:7929 от 22.07.2015, 18.12.2015 также не следует, что данный участок является собственностью Российской Федерации (л.д. 27, 130).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, а в удовлетворении требований истца к Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" отказал.
При этом суд первой инстанции обоснованно посчитал, что порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей сельскохозяйственного производства на момент обращения общества в администрацию района и в суд, регламентирован положениями статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон 101 ФЗ), а также статьей 34 ЗК РФ.
Судом первой инстанции верно установлено, что Федеральным законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года, вступившим в силу 01.03.2015, внесены ряд изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 171-ФЗ).
Статьей 34 Закона N 171-ФЗ (часть 5) предусмотрено, что случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закон 101 ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) относились к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав ошибочность правовой позиции заинтересованного лица об утрате им с 01.03.2015 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, учитывая, что сообщение о наличии земельных участков, находящихся в государственной собственности, и предлагаемых в аренду, было опубликовано администрацией муниципального района до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, в этой связи предоставление этих земельных участков подлежит проведению в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2016 года по делу N А50-21351/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 17АП-3560/2016-ГК ПО ДЕЛУ N А50-21351/2015
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. N 17АП-3560/2016-ГК
Дело N А50-21351/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Жуковой Т.М.,
судей Дюкина В.Ю., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Русь" (ООО "Русь"): Филимонова Е.Н. (паспорт, доверенность от 30.12.2015),
от ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района: Зотиной Т.Б. (паспорт, доверенность от 11.01.2016),
от ответчика - Администрации муниципального образования "Лобановское сельское поселение": не явились
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика - Комитета имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 февраля 2016 года, принятое судьей Р.В.Трубиным,
по делу N А50-21351/2015
по иску ООО "Русь" (ОГРН 1045902119834, ИНН 5948026633)
к Комитету имущественных отношений Администрации Пермского муниципального района, Администрации муниципального образования "Лобановское сельское поселение"
об обязании направить проект договора аренды земельных участков,
установил:
ООО "Русь" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" (далее - ответчики, Комитет, Администрация) о возложении на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности на основании протокола N 229 от 13.02.2015 в ООО "Русь" направить проект договора аренды земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м, 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м сроком на 4 года 11 месяцев и передать земельные участки по акту приема-передачи.
Протокольным определением суда от 14.01.2016, в соответствии со ст. 49 АПК РФ было удовлетворено ходатайство истца об отказе от исковых требований, в связи с добровольным исполнением заявленных требований в части возложения на Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обязанности на основании протокола N 229 от 13.02.2015 в ООО "Русь" направить проект договора аренды земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м. Производство по делу в этой части прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2016 года требования удовлетворены. На Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района возложена обязанность на основании протокола комиссии по земельным отношениям Пермского муниципального района N 229 от 13.02.2015 произвести действия, предусмотренные статьей 39.18 ЗК РФ и направить ООО "Русь" проект договора аренды земельного участка с сельскохозяйственным назначением с кадастровым номером 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м. В удовлетворении требований к Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" отказано.
Не согласившись, Комитет обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что Комитет не имеет права распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с решением Совета депутатов от 29.08.2013 N 63. В отношении спорного земельного участка не было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка, а также не было размещено или опубликовано извещение о проведении аукциона. Отмечает, что ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрено предоставление земельных участков сельскохозяйственной организации.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения.
В судебном заседании 11.04.2016 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители истца не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв до 13.04.2016 09 час. 50 мин. 13.04.2016 судебное заседание продолжено.
Представители ответчика не явились.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу,
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, основными видами которой являются выращивание картофеля, столовых корнеплодных культур с высоким содержанием крахмала, а также выращивание зерновых и зернобобовых культур.
В целях реализации указанных видов предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с сельскохозяйственным назначением с кадастровыми номерами: 59:32:3960006:5896, площадью 856046 кв. м, 59:32:3960006:5897, площадью 3018500 кв. м, 59:32:3960006:56, площадью 747778 кв. м, 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м сроком на 4 года 11 месяцев.
13.02.2015 Комиссия по земельным отношениям Пермского муниципального района рассмотрев заявление общества оформила протокол N 229 от 13.02.2015, согласно которому было решено предоставить обществу "Русь" в аренду без права выкупа испрашиваемые земельные участки.
13.02.2015 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района заявителю был направлен ответ, согласно которому принято положительное решение о предоставлении обществу "Русь" спорных земельных участков.
Между тем, 20.02.2015 комиссия по земельным отношениям Пермского муниципального района протоколом N 229/1 внесла изменения в протокол N 229 от 13.02.15, отказав в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 59:32:000000:7929, площадью 628660,54 кв. м по причине того, что данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации.
Полагая, что действия ответчика выразившиеся в не направлении истцу проекта договора является незаконными, истец обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) обжалуемого судебного акта не имеется, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, разрешенное использование спорного земельного участка - для сельскохозяйственного использования.
Как было установлено, заявитель является юридическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, основными видами которой являются выращивание картофеля, столовых корнеплодных культур с высоким содержанием крахмала, а также выращивание зерновых и зернобобовых культур.
Статья 39.6 ЗК РФ в числе случаев предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов указывает в том числе предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (п. 12), а также предоставление земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 данного Кодекса (п. 15).
В частности, согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таким образом, право на получение земельного участка крестьянскими фермерскими хозяйствами без проведения торгов сохранено законодателем с включением в закон ранее выработанных судебной практикой требований о необходимости обеспечения прозрачности и публичности соответствующих процедур.
Как следует из материалов дела, 13.02.2015 Комитетом имущественных отношений администрации Пермского муниципального района было дано согласие на предоставление обществу "Русь" спорного земельного участка. Оформление протокола от 20.02.2015 комиссией по земельным отношениям Пермского муниципального района было вызвано тем, что спорный земельный участок с кадастровым номером 59:32:000000:7929 находится в собственности Российской Федерации.
Между тем, в судебном заседании представитель Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района сообщил, что земельный участок с кадастровым номером 59:32:000000:7929 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, а информация о принадлежности спорного земельного участка Российской Федерации, изложенная в протоколе от 20.02.2015 является ошибочной.
Из представленной в дело кадастровой выписки о земельном участке 59:32:000000:7929 от 22.07.2015, 18.12.2015 также не следует, что данный участок является собственностью Российской Федерации (л.д. 27, 130).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района, а в удовлетворении требований истца к Администрации Муниципального образования "Лобановское сельское поселение" отказал.
При этом суд первой инстанции обоснованно посчитал, что порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей сельскохозяйственного производства на момент обращения общества в администрацию района и в суд, регламентирован положениями статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон 101 ФЗ), а также статьей 34 ЗК РФ.
Судом первой инстанции верно установлено, что Федеральным законом N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года, вступившим в силу 01.03.2015, внесены ряд изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 171-ФЗ).
Статьей 34 Закона N 171-ФЗ (часть 5) предусмотрено, что случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закон 101 ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу этого Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Вопросы распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) относились к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав ошибочность правовой позиции заинтересованного лица об утрате им с 01.03.2015 полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, учитывая, что сообщение о наличии земельных участков, находящихся в государственной собственности, и предлагаемых в аренду, было опубликовано администрацией муниципального района до вступления в силу Закона N 171-ФЗ, в этой связи предоставление этих земельных участков подлежит проведению в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 171-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2016 года по делу N А50-21351/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Т.М.ЖУКОВА
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
В.В.СЕМЕНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)