Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Учреждению отказано в государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, так как им не были представлены решения об образовании таких земельных участков, а также документы, подтверждающие нахождение на них объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Курбанова К.А. (дов. N 47-Д от 10.03.2015 г.);
- от третьего лица ОАО "Агрофирма "Подмосковное": не явились, извещены;
- от третьего лица ОАО "Мячковские авиационные услуги": не явились, извещены;
- от третьего лица ФГУП "ФТ-Центр": Колиенко А.В. (дов. N 28 от 13.02.2015 г.),
рассмотрев 24 декабря 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по делу N А41-12576/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
об оспаривании отказов в осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3,
третьи лица: открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное" (ОГРН 1025005120854; 140125, Московская область, район Раменский, дер. Островцы, ул. Подмосковная, д. 15); открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (ОГРН 1025005125452; 140123, Московская область, район Раменский, село Верхнее Мячково); Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" (ОГРН 1025005125452; 115172, г. Москва, ул. Гончарная, д. 35/5, корп. 1),
установил:
открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (далее - ОАО "Мячковские авиационные услуги") является правопреемником Государственного предприятия "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенный авиаотряд воздушных съемок" Министерства гражданской авиации Союза Советских Социалистических Республик (далее - ГП МОАО).
ГП МОАО на основании решения исполнительного комитета Раменского городского совета народных депутатов РСФСР от 15 июня 1982 г. N 2234/15 предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 146,85 га для размещения аэропорта, о чем выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 348159 от 04 августа 1982 г.
Часть указанного земельного участка площадью 18,5 га на основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 08 декабря 1992 г. N 4125 была отведена производственному объединению "Транспортная авиация".
На основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 17 июня 1993 г. N 2132 Мячковским объединенным авиаотрядом перерегистрировано право бессрочного пользования земельным участком площадью 128,35 га.
В 1993 году Мячковский объединенный авиаотряд преобразовал путем приватизации в ОАО "Мячковские авиационные услуги".
30 июня 1993 г. ОАО "Мячковские авиационные услуги" получено свидетельство серии МО-23-24 N 813 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 128,35 га.
22 июля 2004 г. указанный земельный участок под размещение аэропорта поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:23:0030131:0001.
Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования не произведена.
Согласно плану приватизации в уставный капитал ОАО "Мячковские авиационные услуги" не вошли объекты аэродрома, представляющие собой средства управления воздушным движением и аэродромные сооружения (всего 47 объектов).
В государственный кадастр недвижимости 09 ноября 2004 г. внесена запись о прекращении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в связи с разделом и образованием шести земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 относятся к федеральной собственности в силу закона, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, ответчик) с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
Сообщениями от 02 декабря 2014 г. N 01/028/2014-83 и N 01/028/2014-84 ТУ Росимущества в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку заявителем не представлены решения об образовании таких земельных участков, а также документы, подтверждающие нахождение на них объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Полагая, что указанные отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании их незаконными и об обязании Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное" (далее - ОАО "Агрофирма "Подмосковное"), ОАО "Мячковские авиационные услуги" и Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" (далее - ФГУП "ФТ-Центр").
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мячковские авиационные услуги" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Московской области, ОАО "Агрофирма "Подмосковное", ФГУП "ФТ-Центр" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Представитель ФГУП "ФТ-Центр" с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, ОАО "Агрофирма "Подмосковное", ОАО "Мячковские авиационные услуги" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации).
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 2 статьи 16 указанного закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 30.1 вышеуказанного закона установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 404 от 30 июня 2006 г.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку ТУ Росимущества в Московской области был представлен не полный пакет документов, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось достаточных правовых оснований для принятия решение о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
При этом судами установлено, что земельный участок площадью 128,35 га из земель промышленности с местоположением: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Мячковские авиационные услуги" и 22 июля 2004 г. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 как ранее учтенный объект недвижимости.
В соответствии с пунктам 1.2 и 1.5 Устава ГП МОАО от 17 июня 1991 г. авиапредприятие создано на базе структурной единицы приказом Министра гражданского авиации СССР от 08 мая 1991 г. N 107 и находится в системе Министерства гражданской авиации СССР.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 является федеральной собственностью, поскольку данный участок был предоставлен предприятию, созданным государственным органом власти СССР, и предназначен для размещения воздушных путей сообщения и федеральных объектов недвижимости.
В соответствии с кадастровыми планами от 03 октября 2007 г. и от 08 сентября 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 был преобразован в результате раздела и образования самостоятельных земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 площадью 4 700 кв. м и 50:23:0030131:3 площадью 8 770 кв. м.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности и земли иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - размещение аэропорта.
Между тем, ТУ Росимущества в Московской области решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в регистрационный орган представлено не было.
Представленным в материалы дела актом от 27 января 2015 г. внеплановой проверки использования объектов федерального имущества, а также земельного участка, на котором расположены объекты по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, подтверждается, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 уполномоченными органами не принималось.
Документы о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:0001, представленные в материалы дела и имеющиеся в регистрационных делах, также не содержат сведений об основаниях раздела такого земельного участка.
Судами также принято во внимание, что при рассмотрении Управлением Росреестра по Московской области заявления о государственной регистрации прав на спорные земельные участки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по запросу в регистрационные дела представлены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:2 расположены такие объекты недвижимости как теннисный корт, служебное строение, Ангар, границы расположения которых на земельном участке не определены, на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:3 частично располагается сооружение с кадастровым номером 50:23:0030126:21117.
Доказательств принадлежности указанных объектов недвижимости Российской Федерации на праве собственности заявителем не представлены.
Приняв во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Каких-либо доводов о нарушении судом норм материального или процессуального права в кассационной жалобе не приведено, а излагается лишь несогласие с выводами суда по заявленным требованиям.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г. по делу N А41-12576/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.12.2015 N Ф05-18852/2015 ПО ДЕЛУ N А41-12576/2015
Требование: О признании незаконными отказов в осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки, об обязании произвести государственную регистрацию права собственности РФ на земельные участки.Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Учреждению отказано в государственной регистрации права собственности РФ на земельные участки, так как им не были представлены решения об образовании таких земельных участков, а также документы, подтверждающие нахождение на них объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А41-12576/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
- от истца (заявителя) ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
- от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Курбанова К.А. (дов. N 47-Д от 10.03.2015 г.);
- от третьего лица ОАО "Агрофирма "Подмосковное": не явились, извещены;
- от третьего лица ОАО "Мячковские авиационные услуги": не явились, извещены;
- от третьего лица ФГУП "ФТ-Центр": Колиенко А.В. (дов. N 28 от 13.02.2015 г.),
рассмотрев 24 декабря 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г.,
принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по делу N А41-12576/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 31, стр. 1)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (121170, г. Москва, ул. Поклонная, д. 13)
об оспаривании отказов в осуществлении государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3,
третьи лица: открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное" (ОГРН 1025005120854; 140125, Московская область, район Раменский, дер. Островцы, ул. Подмосковная, д. 15); открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (ОГРН 1025005125452; 140123, Московская область, район Раменский, село Верхнее Мячково); Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" (ОГРН 1025005125452; 115172, г. Москва, ул. Гончарная, д. 35/5, корп. 1),
установил:
открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги" (далее - ОАО "Мячковские авиационные услуги") является правопреемником Государственного предприятия "Мячковский Ордена Трудового Красного Знамени объединенный авиаотряд воздушных съемок" Министерства гражданской авиации Союза Советских Социалистических Республик (далее - ГП МОАО).
ГП МОАО на основании решения исполнительного комитета Раменского городского совета народных депутатов РСФСР от 15 июня 1982 г. N 2234/15 предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование земельный участок площадью 146,85 га для размещения аэропорта, о чем выдан государственный акт на право пользования землей серии А-1 N 348159 от 04 августа 1982 г.
Часть указанного земельного участка площадью 18,5 га на основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 08 декабря 1992 г. N 4125 была отведена производственному объединению "Транспортная авиация".
На основании постановления Главы Администрации Раменского района Московской области от 17 июня 1993 г. N 2132 Мячковским объединенным авиаотрядом перерегистрировано право бессрочного пользования земельным участком площадью 128,35 га.
В 1993 году Мячковский объединенный авиаотряд преобразовал путем приватизации в ОАО "Мячковские авиационные услуги".
30 июня 1993 г. ОАО "Мячковские авиационные услуги" получено свидетельство серии МО-23-24 N 813 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 128,35 га.
22 июля 2004 г. указанный земельный участок под размещение аэропорта поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:23:0030131:0001.
Регистрация права постоянного (бессрочного) пользования не произведена.
Согласно плану приватизации в уставный капитал ОАО "Мячковские авиационные услуги" не вошли объекты аэродрома, представляющие собой средства управления воздушным движением и аэродромные сооружения (всего 47 объектов).
В государственный кадастр недвижимости 09 ноября 2004 г. внесена запись о прекращении земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в связи с разделом и образованием шести земельных участков, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
Полагая, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 относятся к федеральной собственности в силу закона, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, заявитель) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, ответчик) с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данные земельные участки.
Сообщениями от 02 декабря 2014 г. N 01/028/2014-83 и N 01/028/2014-84 ТУ Росимущества в Московской области отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, поскольку заявителем не представлены решения об образовании таких земельных участков, а также документы, подтверждающие нахождение на них объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Полагая, что указанные отказы не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя, ТУ Росимущества в Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании их незаконными и об обязании Управление Росреестра по Московской области произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Агрофирма "Подмосковное" (далее - ОАО "Агрофирма "Подмосковное"), ОАО "Мячковские авиационные услуги" и Федеральное государственное унитарное предприятие "ФТ-Центр" (далее - ФГУП "ФТ-Центр").
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Мячковские авиационные услуги" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Управления Росреестра по Московской области, ОАО "Агрофирма "Подмосковное", ФГУП "ФТ-Центр" не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Управления Росреестра по Московской области против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Представитель ФГУП "ФТ-Центр" с доводами кассационной жалобы согласился.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, ОАО "Агрофирма "Подмосковное", ОАО "Мячковские авиационные услуги" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения).
Согласно части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации).
В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 2 статьи 16 указанного закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статьей 30.1 вышеуказанного закона установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 404 от 30 июня 2006 г.
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию права по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что отказы в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку ТУ Росимущества в Московской области был представлен не полный пакет документов, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось достаточных правовых оснований для принятия решение о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
При этом судами установлено, что земельный участок площадью 128,35 га из земель промышленности с местоположением: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Мячковские авиационные услуги" и 22 июля 2004 г. поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 как ранее учтенный объект недвижимости.
В соответствии с пунктам 1.2 и 1.5 Устава ГП МОАО от 17 июня 1991 г. авиапредприятие создано на базе структурной единицы приказом Министра гражданского авиации СССР от 08 мая 1991 г. N 107 и находится в системе Министерства гражданской авиации СССР.
Земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 является федеральной собственностью, поскольку данный участок был предоставлен предприятию, созданным государственным органом власти СССР, и предназначен для размещения воздушных путей сообщения и федеральных объектов недвижимости.
В соответствии с кадастровыми планами от 03 октября 2007 г. и от 08 сентября 2010 г. земельный участок с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 был преобразован в результате раздела и образования самостоятельных земельных участков, в том числе с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 площадью 4 700 кв. м и 50:23:0030131:3 площадью 8 770 кв. м.
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 отнесены к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности и земли иного специального назначения, имеют вид разрешенного использования - размещение аэропорта.
Между тем, ТУ Росимущества в Московской области решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 в регистрационный орган представлено не было.
Представленным в материалы дела актом от 27 января 2015 г. внеплановой проверки использования объектов федерального имущества, а также земельного участка, на котором расположены объекты по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, подтверждается, что решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:0001 и образовании земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3 уполномоченными органами не принималось.
Документы о земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:0001, представленные в материалы дела и имеющиеся в регистрационных делах, также не содержат сведений об основаниях раздела такого земельного участка.
Судами также принято во внимание, что при рассмотрении Управлением Росреестра по Московской области заявления о государственной регистрации прав на спорные земельные участки ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по запросу в регистрационные дела представлены сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0030131:2 и 50:23:0030131:3, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:2 расположены такие объекты недвижимости как теннисный корт, служебное строение, Ангар, границы расположения которых на земельном участке не определены, на земельном участке с кадастровым номером 50:23:0030131:3 частично располагается сооружение с кадастровым номером 50:23:0030126:21117.
Доказательств принадлежности указанных объектов недвижимости Российской Федерации на праве собственности заявителем не представлены.
Приняв во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательства и соответствуют положениям действующего законодательства.
Каких-либо доводов о нарушении судом норм материального или процессуального права в кассационной жалобе не приведено, а излагается лишь несогласие с выводами суда по заявленным требованиям.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2015 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2015 г. по делу N А41-12576/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА
Судьи
В.А.ДОЛГАШЕВА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)