Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2016 N 13АП-3962/2016, 13АП-986/2016 ПО ДЕЛУ N А56-57389/2015

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. по делу N А56-57389/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Жиляевой Е.В., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Тюниным Н.Н.,
при участии:
от заявителя: Гулевского Ю.А. по доверенности от 14.07.2015,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-3962/2016, 13АП-986/2016) ИП Дроздова Сергея Николаевича и Администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.11.2015 по делу N А56-57389/2015 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по заявлению ИП Дроздова Сергея Николаевича
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
3-и лица: Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"
о признании незаконным отказа,

установил:

Индивидуальный предприниматель Дроздов Сергей Николаевич (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации прекращения аренды и регистрации аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Мира, уч. 1г, на основании договора аренды земельного участка N 5558/1.6-08 от 26.05.2015, выраженного в сообщении от 16.07.2015 N 12/051/2015-1566, 1568, обязании Управления Росреестра зарегистрировать договор аренды земельного участка N 5558/1.6-08 от 26.05.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (далее - Администрация МО "Всеволожский муниципальный район", Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - Администрация МО "Морозовское городское поселение".
Решением суда от 18.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" в апелляционной жалобе на указанное решение просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Предпринимателя. Как считает Администрация, она уполномочена распоряжаться земельным участком после 01.03.2015, поскольку отношения по предоставления Предпринимателю земельного участка возникли 14.10.2014, в связи с чем изменения, внесенные в Земельный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 01.03.2015 к данным отношениям не применяются.
Предприниматель Дроздов С.Н. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Предприниматель ссылается на то, что Закон N 171-ФЗ обратной силы не имеет и применение статьи 33.3 Закона N 137-ФЗ к отношениям, возникшим до вступления в законную силу указанных изменений законодательства, невозможно.
Представитель Предпринимателя Дроздова С.Н. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области, Администрация муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.12.2009 между Администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" (арендодатель) и Предпринимателем Дроздовым С.Н. (арендатор) был заключен договор N 1904/1.6-08 аренды земельного участка, общей площадью 2546 кв. м, с кадастровым номером 47:07:17/03-021:0004, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Мира, уч. 1 г. (далее - участок).
17.11.2014 Предприниматель обратился в Администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" с заявлением о продлении договора аренды.
Постановлением Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от 30.03.2015 N 1043 принято решение о расторжении договора аренды от 17.12.2009 N 1904/1.6-08 и о заключении с Предпринимателем нового договора аренды в отношении участка сроком на 5 лет.
26.05.2015 Администрацией МО "Всеволожский муниципальный район" и Предпринимателем (арендатор) подписан договор N 5558/1.6-08 аренды вышеуказанного земельного участка на срок с 01.04.2015 по 31.03.2020.
01.06.2015 Предприниматель обратился в Управление Росреестра с заявлением о регистрации прекращения договора аренды от 17.12.2009 N 1904/1.6-08 и регистрации договора аренды от 26.05.2015 N 5558/1.6-08.
Сообщением от 16.07.2015 N 12/051/2015-1566, 1568 Управление Росреестра отказало Предпринимателю в совершении регистрационных действий на основании абзацев 4, 10, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122 О государственной регистрации, ссылаясь на то, что на основании пункта 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2015 правомочия по распоряжению земельными участками у Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" прекратились и перешли к Администрации МО "Морозовское городское поселение".
Ссылаясь на то, что отказ Управления в регистрации не соответствует закону, и нарушает его права и законные интересы, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В регистрации прекращения аренды и аренды Предпринимателю Дроздову С.Н. отказано на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав; документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме и содержанию не соответствуют требованиям настоящего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Вступившим в силу с 01.03.2015 Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административным центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законом соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В пункте 2 статьи 125 названного Кодекса установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 названной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае субъектом материально-правовых отношений, основанных на праве собственности, является публичное образование, от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы государственной власти.
В рассматриваемом случае земельный участок расположен на территории МО "Морозовское городское поселение".
С 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения.
Пунктом 3 статью 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение" от 31.03.2014 N 7 были утверждены Правила землепользования и застройки соответствующего городского поселения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что произошло изменение компетенции уполномоченных органов в силу указанных изменений земельного законодательства, и правомочия по распоряжению спорным земельным участком у Администрации района прекратились и перешли к Администрации МО "Морозовское городское поселение".
Ссылки Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" на статью 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как обоснованно указал суд, статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, был определен порядок предоставления земельных участков, границы которых не определены и не сформированы в установленном порядке, в связи с чем и требовалось утверждение схемы их расположения и дальнейшее осуществление кадастрового учета за счет заинтересованного в предоставлении участка лица.
Между тем, спорный земельный участок является объектом государственного кадастрового учета с 31.03.2004, площадь и местоположение участка соответствуют материалам межевания.
Следовательно, договор от 26.05.2015 подписан в порядке заключения договора аренды участка на новый срок, что не входит в предмет правового регулирования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Абзацем 2 пункта 3 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015, предусмотрено исключение из общего правила разграничения полномочий между органами местного самоуправления первого и второго уровней, согласно которому в случае, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта, о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, предоставление земельного участка на основании этого решения в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование осуществляет орган местного самоуправления муниципального района, который принял это решение.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ установлены дополнительные условия возможности реализации соответствующей процедуры, а именно: земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 1 марта 2018 года может быть предоставлен лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как установлено судом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято 27.01.2003, то есть за пределами сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, в связи с чем основания для применения порядка, предусмотренного абзацем 2 пункта 3 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ и пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, не имеется.
Само по себе решение межведомственной земельной комиссии МО "Всеволожский муниципальный район" от 19.02.2015 N 7 правоустанавливающим документом на участок не является. Постановление Администрации МО "Всеволожский муниципальный район" N 1043 вынесено 30.03.2015.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что решение Управления Росреестра, выраженное в сообщении от 16.07.2015 N 12/051/2015-1566, 1568, соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2015 по делу N А56-57389/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Т.А.КАШИНА

Судьи
Е.В.ЖИЛЯЕВА
О.Р.СТАРОВОЙТОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)