Земельный налог является местным налогом и устанавливается главой 31 Налогового кодекса (НК) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными документами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Рассмотрим примеры из судебной практики.

3. Доначисление налога
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 01.11.2006 N Ф09-9542/06-С2

Налоговый орган, сославшись на отсутствие надлежащим образом оформленного перехода права собственности на земельный участок от правопредшественника общества к администрации муниципального образования, произвел доначисление обществу земельного налога.
Суд признал такое доначисление неправомерным. В силу статьи 17 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю» (Закон) уплата налога на землю может быть возложена только на землепользователя, причем получается, что общество не является ни землепользователем, ни собственником, ни арендатором земельного участка
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 01.11.2006 N Ф09-8413/06-С2

Суд признавал неправомерным доначисление учреждению земельного налога за пользование земельным участком, предназначенным для обслуживания сдаваемых им в аренду помещений. Обоснования были следующие: фактическими пользователями указанных земельных участков являлись арендаторы указанных помещений, следовательно, они должны нести обязанность по уплате названного налога.
А положения статьи 12 Закона, согласно которым с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование), не применимы, поскольку рассматриваемое учреждение в аренду земельные участки не передавало. К тому же, в настоящее время данная статья утратила силу – с 1 января 2006 года.
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗСО от 27.11.2006 N Ф04-7875/2006(28776-А46-37)

Суд признавал неправомерным доначисление налоговым органом земельного налога, пени и штрафа по п. 1 статьи 122 НК «Неуплата или неполная уплата сумм налога», указывая на то, что предприятие не является плательщиком налога, поскольку расположенные на земельных участках объекты недвижимости перешли в собственность других лиц; одновременно к ним перешло право пользования земельными участками, на которых находятся переданные строения, в силу статьи 35 Земельного кодекса и статьи 552 Гражданского кодекса (ГК).
Суд отклонил довод о том, что налоговому органу не были представлены землеустроительные документы на изъятие земельных участков под этими объектами недвижимости, указав, что налогоплательщик фактически перестал осуществлять правомочия по пользованию указанными земельными участками.
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 28.12.2006, 18.12.2006 N КА-А41/12328-06

Налоговый орган при доначислении земельного налога необоснованно применил ставку земельного налога, установленную постановлением главы района. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 08.10.1997 №13-П при имеющейся редакции Закона дифференциация средних ставок земельного налога невозможна, поскольку любая дифференциация при отсутствии единых правил является произвольной. Единственной законно установленной ставкой земельного налога является средняя ставка, закрепленная в таблице 2 приложения 2 к Закону.

4. Товарищества собственников жилья (ТСЖ)
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 01.11.2006 N КА-А40/10698-06

ТСЖ по письменному разрешению главы районной управы произвело за счет собственников квартир благоустройство придомовой территории и поставило временное ограждение. Это не может быть расценено как фактическое землепользование в том значении, как этого требует Закон и НК. Земельный участок ТСЖ не предоставлялся и имеющееся вокруг участка ограждение произведено не с целью обозначения границ участка, а с целью обеспечения безопасности. Следовательно, это не может свидетельствовать о площади земельного участка, предоставленного ТСЖ, и ТСЖ не может являться землепользователем и плательщиком земельного налога.
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 17.01.2007 N Ф09-11900/06-С3

ТСЖ является формой объединения домовладельцев, в частности, для совместного владения, пользования общим имуществом, которое находится в общей долевой собственности домовладельцев.
В соответствии со статьей 249 ГК каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов по общему имуществу.
Значит, ТСЖ плательщиком земельного налога не является, несмотря на то, что на основании распоряжения главы города земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, были переданы в эксплуатацию ТСЖ.

5. Представление декларации по налогу
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МО от 06.12.2006 N КА-А41/11866-06

Согласно п. 1 статье 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» момент возникновения права собственности на земельный участок, на котором расположен дом связан с моментом формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. Таким образом, если земельный участок, на котором расположены здания, принадлежащие налогоплательщику, на кадастровом учете не состоит и соответствующее земельное дело не сформировано, у налогоплательщика не возникает обязанности по представлению деклараций по земельному налогу.
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УО от 02.11.2006 N Ф09-8976/06-С7

Суд признал правомерным привлечение общества к ответственности по п. 2 статье 119 НК за несвоевременное представление налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, поскольку в муниципальном образовании земельный налог введен не был.
Общество необоснованно руководствовалось положениями статьи 398 НК РФ, устанавливающими срок предоставления налоговой декларации - не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.
В 2005 году на территории тех муниципальных образований, где представительные органы муниципальных образований не приняли нормативные правовые акты о введении с 1 января 2005 года земельного налога в соответствии с главой 31 НК «Земельный налог» , следовало применять Закон. Согласно статье 16 Закона юридические лица ежегодно не позднее 1 июля должны были представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку (с 1 января 2006 года данная статья утратила силу).


Начало смотрите в статье:
Уплата земельного налога: судебная практика (часть 1).


|