Земельный налог является местным налогом и устанавливается главой 31 Налогового кодекса (НК) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными документами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. 1. Правоустанавливающие документы
Если в договорах аренды помещений не указано условия о плате за пользование землей, то это не является основанием для взимания с арендатора помещений земельного налога. К тому же, согласно п. 2 статьи 388 НК не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Если у пользователя землей отсутствует документ о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от него самого, то это не может служить основанием для освобождения пользователя от уплаты земельного налога.
Если у лица, который приобрел объект недвижимого имущества, по какой-то причине отсутствует правоустанавливающий документа на земельный участок, на котором расположен этот объект, то это не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога и представления налоговой декларации. Собственник недвижимого имущества, несмотря на отсутствие у него документов на земельный участок, является фактическим землепользователем и соответственно плательщиком земельного налога. В свою очередь, получение документов на земельный участок зависит от волеизъявления самого землепользователя и не может рассматриваться как основание, освобождающее его от уплаты налога. 2. Плательщики земельного налога. Освобождение от уплаты налога
Предприятие жилищно-коммунального хозяйства не является плательщиком земельного налога и не обязано уплачивать земельный налог в отношении земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, находящиеся на его балансе, поскольку не является налогоплательщиком в силу статьи 388 НК: не является собственником, владельцем или пользователем переданных ему на баланс жилых домов.
Организация, получившая по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) муниципальное недвижимое имущество, не является плательщиком земельного налога, поскольку не обладает ни одним из перечисленных в статье 5 Земельного кодекса (ЗК) прав на земельный участок, на котором расположено данное имущество. Кроме того, согласно статье 45 НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Возложение обязанности по уплате земельного налога на другое лицо, являлось бы нарушением указанной нормы.
Общество в 2005 году признано плательщиком земельного налога в отношении земельного участка, поскольку акционерами данного общества внесено в его уставный капитал право пользования земельными долями в общей долевой собственности на этот земельный участок. Выдел земельных участков в соответствии с принадлежащим правом на долю в общей долевой собственности с осуществлением их государственного кадастрового учета акционерами не был произведен, и общество фактически пользовалось данным земельным участком. Ссылка общества на п. 1 статьи 392 НК, согласно которой налоговая база в отношении находящихся в общей долевой собственности земельных участков определяется для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле, судом не принята, поскольку согласно статье 387 НК и статье 3 Федерального закона от 29.11.2004 №141-ФЗ указанная норма подлежит применению только после принятия представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов о введении земельного налога в соответствии с главой 31 НК.
Налогоплательщик не обязан уплачивать земельный налог с земельного участка, находящегося под предоставленным ему в пользование водохранилищем. Согласно п. 2 статьи 3 ЗК к отношениям по использованию вод применяется водное законодательство. В статье 7 Водного кодекса (ВК) (в старой редакции) было указано, что поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект (в п. 3 статьи 5 нового ВК говорится: поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии). Более того, поскольку водохранилище используется налогоплательщиком для забора воды на производственные нужды и сбора производственных сточных вод налогоплательщика и абонентов, налогоплательщик имеет лицензию на водопользование и, следовательно является участником водных правоотношений, что в свою очередь исключает существование земельных правоотношений, а следовательно, и обязанность уплачивать земельный налог за земли, расположенные под водохранилищем.
Исходя из положений статьи 5 ЗК, статей 1 и 15 Закона РФ от 11.10.1991 №1738-1 «О плате за землю», общество, фактически пользовавшееся в 2003 - 2005 годах земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, не может быть признано плательщиком земельного налога, поскольку не является собственником, землевладельцем или землепользователем этих участков. Окончание смотрите в статье: Уплата земельного налога: судебная практика (часть 2). |
| |